Страх прошел, но уверенность не вернулась: руководители крупнейших компаний и после кризиса продолжают снижать затраты и держать наличность, показал глобальный опрос Pricewaterhouse-Coopers (PwC)
«Мы думали, вечеринка будет продолжаться вечно. Нужен более серьезный риск-менеджмент», — рассказал исследователям PwC один из участников опроса. В последние 1,5 года 90% опрошенных бизнесменов были вынуждены сокращать затраты, чтобы сохранить устойчивость бизнеса, почти половина заметили необратимые изменения в поведении потребителей, а 25% зафиксировали, что кризис негативно отразился на отраслевой репутации их компании.
Тем не менее оптимизм бизнесменов от кризиса почти не пострадал: более 80% уверены в росте доходов своего бизнеса в ближайшие 12 месяцев, несмотря на то что восстановление экономики ожидается не ранее второй половины 2010 г. Самые большие оптимисты — в Латинской Америке, меньше всего оптимистов в Восточной Европе. В России половина опрошенных прогнозируют окончание кризиса в 2010 г.
Кризис заставил по-иному смотреть на свой бизнес. «Директора должны осознать, что множество их долгосрочных стратегий надо выбросить в окно — при высокой волатильности их значимость снижается», — считает президент Eurasia Group Ян Бреммер. «Кризис стал каким-то благословением, потому что он заставляет людей отвлечься от вечной мысли о заработке и увеличении прибыльности», — философствует президент аргентинской IRSA Group Эдуардо Эльстайн.
Страх прошел, но уверенность к руководителям еще не вернулась — процесс восстановления экономики идет медленно, а последствия резкого сокращения затрат и других мер преодоления кризиса нередко весьма тяжелы, пишет президент международной сети фирм PwC Дэннис М. Нэлли. Возврата к безумному и безмерному потреблению, считавшемуся в 2007-2008 гг. нормой, не будет, вторит ему гендиректор австралийской Amcor Кен Маккензи: «Я уверен, что мы не выйдем — да и не стоит к этому стремиться — на уровни прежних лет».
Почти 80% опрошенных говорят, что продолжат сокращать затраты в ближайшие три года, 63% ждут снижения спроса потребителей, две трети страдают, что государство в кризис не снизило налоги, 25% планируют новые сокращения штатов, но, правда, 40% — увеличение.
Население разочаровалось в банках и это разочарование перешло в недоверие к частному сектору как таковому, а правительства, стараясь предупредить эту ситуацию, все больше и больше говорят о необходимости серьезных регулятивных мер, отмечает президент британской Diageo plc Пол Уолш, но поспешное зарегулирование подорвет развитие компаний. Глобально вера людей в частный сектор подорвана, признает и гендиректор Dabur India Ltd. Сунил Дуггал.
Помимо разочарования потребителей и усиления госрегулирования бизнесмены опасаются нехватки или недоступности кредитов для роста бизнеса, поэтому продолжают увеличивать ликвидность. 83% опрошенных признались, что будут вкладывать деньги в развитие компании за счет собственных оборотных средств — этот показатель увеличится на 7% в сравнении с 2009 г. У компаний есть четкое понимание, что чем большую финансовую подушку удастся накопить и чем удачнее порезать расходы, тем больше у них конкурентных преимуществ и возможностей выйти в лидеры, заключает Нэлли.
Кто отвечал
PwC опросила 1198 CEO в 52 странах мира. 37% опрошенных руководят компаниями с доходами более $1 млрд, 38% – от $100 млн до $1 млрд, 22% – менее $100 млн. Все компании котируются хотя бы на одной бирже.