Последние крупные сделки M & A между производителями товаров повседневного спроса отразились на рейтинге крупнейших рекламодателей. По итогам 2012 года, как подсчитало специально для "Ъ" отраслевое издание AdIndex, компания PepsiCo, ранее в подобных рейтингах никогда не попадавшая в первую десятку, стала уже четвертым по величине бюджета рекламодателем. Это следствие покупки американской корпорацией российского "Вимм-Билль-Данна".
"Ъ" в четвертый раз публикует рейтинг крупнейших рекламодателей России, подготовленный отраслевым изданием AdIndex на основе данных исследовательских компаний TNS Russia и "ЭСПАР-Аналитик". Учтены прошлогодние затраты рекламодателей в тех медиа, где существует независимый мониторинг: на ТВ и радио, в прессе и наружной рекламе и впервые в интернете. В сегменте ТВ также впервые были оценены расходы на тематические каналы, распространяющие через спутник и кабель, а также спонсорские бюджеты. Кроме того, методика подсчетов по всем медиа была усовершенствована (подробнее см. справку "Как считался рейтинг"), поэтому сопоставление показателей 2012 и 2011 годов некорректно.
Всего в прошлом году в пяти медиа, которые изучила редакция AdIndex, появилась реклама почти 42,9 тыс. компаний. Такое большое количество обусловлено доминированием в региональном теле- и радиоэфире локальных рекламодателей с очень скромными в масштабах всей страны бюджетами. Совокупные затраты попавших в Топ-50 заказчиков рекламы, информацию о которых приводит "Ъ", в 2012 году превысили 124,4 млрд руб. с НДС. В целом прошлогодние рекламные доходы теле- и радиовещателей, издателей, владельцев уличных конструкций и интернет-площадок (без учета поступлений от контекстной рекламы) Ассоциация коммуникационных агентств России оценила в 300,4 млрд руб. с НДС. Таким образом, на первые 50 рекламодателей пришлось почти 42% всех бюджетов.
Корректность получившихся подсчетов "Ъ" попросил прокомментировать компании, занявшие в рейтинге первые десять мест. Старший вице-президент Reckitt Benckiser в регионе Россия и СНГ Брюно Дюбуа де Лабарр через пресс-службу передал, что "в принципе согласен с приведенными цифрами". Директор по медиапланированию Unilever в России, Белоруссии и на Украине Евгения Одинцова отметила, что AdIndex как минимум точно определил тренд: "увеличение наших инвестиций в рекламу на носителях в РФ как приоритетном регионе". В российских офисах Procter & Gamble, L`Oreal, PepsiCo и Nestle, а также в МТС предпочли не комментировать свои рекламные бюджеты. Остальные компании проигнорировали запрос "Ъ".
Бери от "Вимм-Билль-Данна" все
Главной новостью нового рейтинга стало четвертое место американской PepsiCo с бюджетом почти 5,806 млрд руб. По итогам 2008 года этот рекламодатель занимал только 15-е место с 2,071 млрд руб., 2009-го — 14-е с 2,23 млрд руб., 2010-го — 13-е с 2,454 млрд руб. и, наконец, 2011-го — только 22-е с 1,996 млрд руб. Просто в 2011 году PepsiCo завершила покупку "Вимм-Билль-Данна" (ВБД), и с прошлого года закупки рекламы двух ранее самостоятельных компаний были объединены.
Примечательно, что рекламные бюджеты ВБД всегда были больше, чем у поглотившей ее компании. По оценке AdIndex, в 2008 году российский производитель напитков и молочной продукции занимал в рейтинге рекламодателей 13-е место с 2,396 млрд руб., в 2009-м — уже 6-е с 3,496 млрд руб., в 2010-м — 10-е с 2,674 млрд руб., а в 2011-м — 12-е с 2,657 млрд руб. Соответственно, ВБД исторически имел на ТВ лучшие условия, чем PepsiCo. Но удалось ли их сохранить объединенной компании, неизвестно. Осенью 2011 года многие производители товаров повседневного спроса столкнулись с тем, что их продажи оказались ниже изначально запланированных, и стали отзывать с ТВ свои рекламные бюджеты. Как раз PepsiCo и уже управляемый ею ВБД действовали тогда наиболее радикально, практически полностью отказавшись от телерекламы с октября по декабрь 2011 года. В результате в том году, по данным AdIndex, их общий рекламный бюджет на ТВ снизился по сравнению с 2010-м на 9%. Такой демарш осложнил переговоры PepsiCo с телевизионными сейлз-хаусами при заключении сделок по размещению рекламы уже на 2012 год и, возможно, заставил взять на себя повышенные обязательства.
За счет поглощения местного конкурента заметно увеличился в прошлом году рекламный бюджет и у завсегдатая первой десятки Unilever. Сделка по покупке англо-голландской корпорацией российского парфюмерного концерна "Калина" была закрыта в декабре 2011 года, и уже с прошлого года их закупки рекламы были объединены. При этом за последние годы "Калина" стала одним из ключевых отечественных рекламодателей. Если в 2008 году концерн занимал в рейтинге только 30-е место с бюджетом 1,14 млрд руб., в кризисном 2009-м — 29-е с 1,088 млрд руб., то по итогам 2010-го он уже был на 21-й строчке с 1,477 млрд руб., а в 2011-м — и вовсе на 17-м месте с 2,219 млрд руб., увеличив за тот год свои расходы на продвижение сразу на 50%.
Сделки M & A и раньше приводили к перераспределению мест среди топовых рекламодателей. В 2011 году упрочились позиции американской Kraft Foods (сейчас — Mondelez International) после покупки на глобальном уровне бизнеса Cadbury. Аналогичная ситуация тогда же была с Coca-Cola Co., ставшей владельцем российского производителя соков "Нидан", и французской Danone, объединившей свой бизнес в СНГ с "Юнимилком".
Союзные отношения
Кроме того, не стоит забывать, что на рекламном рынке существуют еще и закупочные союзы. Осенью 2011 года Procter & Gamble и Teva Pharmaceuticals Industries создали совместное предприятие PGT Healthcare для ведения бизнеса за пределами Северной Америки. В Procter & Gamble уточняют, что в России офисы двух компаний существуют самостоятельно. Однако закупки рекламы двух производителей с прошлого года были объединены. Поэтому бюджет Teva в этот раз рассчитывался уже исходя из тех условий, которые получает от сейлз-хаусов Procter & Gamble. А это лучшие условия на рынке.
Уже несколько лет вместе закупают рекламу Nissan и Reanault, а также "Вымпелком" и "Евросеть". Наконец, существует альянс L`Oreal и Nestle (швейцарская корпорация является совладельцем французского производителя косметики). По итогам 2012 года их совокупный бюджет даже превысил общие затраты Procter & Gamble и Teva — 8,676 млрд руб. против 8,488 млрд руб.
Таким образом, с учетом закупочных союзов расстановка сил в рейтинге крупнейших рекламодателей по итогам 2012 года меняется. На первом месте — уже L`Oreal-Nestle, на втором — Procter & Gamble вместе c Teva. Тогда Unilever перемещается на третье место, Mars Inc.— на четвертое, PepsiCo — на пятое, МТС — на шестое и т. д. "Вымпелком" с "Евросетью" занимают тринадцатую строчку с 3,535 млрд руб., альянс Renault-Nissan — четырнадцатую с 3,189 млрд руб.
Место | Компания | Рекламный бюджет (млн руб. с НДС) | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2012 год* | 2011 год* | |||||||||||||||||
Телевидение | Интернет | Пресса | Радио | Наружная реклама | Всего | Телевидение | Пресса | Радио | Наружная реклама | Всего | ||||||||
Федеральное | Региональное | Тематическое | Спонсорство | В целом | Федеральное | Региональное | В целом | |||||||||||
1 | Procter & Gamble | 6 272,1 | 111,6 | 119,7 | 83,2 | 6 586,6 | 84,0 | 610,9 | 2,1 | 67,5 | 7 351,2 | 7 710,2 | 75,6 | 7 785,9 | 972,2 | 2,3 | 154,4 | 8 914,7 |
2 | Unilever | 5 408,3 | 74,9 | 101,1 | 54,9 | 5 639,1 | 118,3 | 144,0 | 3,0 | 241,8 | 6 146,2 | 3 276,8 | 155,6 | 3 432,4 | 165,2 | 0,7 | 239,6 | 3 837,9 |
3 | Mars Inc. | 5 408,6 | 177,3 | 124,2 | 14,9 | 5 725,0 | 129,5 | 11,4 | 0,0 | 168,6 | 6 034,4 | 4 250,7 | 156,9 | 4 407,6 | 47,8 | 0,0 | 146,5 | 4 602,0 |
4 | PepsiCo | 4 675,8 | 622,3 | 93,7 | 180,3 | 5 572,2 | 4,0 | 22,8 | 5,2 | 201,4 | 5 805,6 | 4 087,1 | 212,4 | 4 299,5 | 70,0 | 23,0 | 261,2 | 4 653,7 |
5 | L’Oreal | 3 294,1 | 395,7 | 77,3 | 27,4 | 3 794,5 | 2,3 | 653,0 | 0,0 | 65,4 | 4 515,2 | 3 162,3 | 788,9 | 3 951,2 | 834,6 | 16,2 | 96,2 | 4 898,3 |
6 | МТС | 2 385,1 | 1 004,0 | 88,4 | 24,2 | 3 501,7 | 246,5 | 50,2 | 96,6 | 577,7 | 4 472,6 | 2 239,1 | 376,3 | 2 615,5 | 69,0 | 32,7 | 654,1 | 3 371,2 |
7 | Nestle | 2 798,0 | 913,7 | 83,5 | 46,7 | 3 841,9 | 4,4 | 75,5 | 0,2 | 238,8 | 4 160,8 | 2 341,3 | 1 100,1 | 3 441,4 | 135,3 | 0,1 | 200,6 | 3 777,5 |
8 | Henkel | 3 769,0 | 98,0 | 71,9 | 29,2 | 3 968,1 | 0,8 | 43,7 | 0,0 | 95,3 | 4 107,9 | 3 361,6 | 132,1 | 3 493,7 | 46,9 | 0,0 | 18,3 | 3 558,8 |
9 | Reckitt Benckiser | 3 521,0 | 60,3 | 78,4 | 55,6 | 3 715,2 | 0,0 | 45,3 | 0,7 | 0,7 | 3 761,9 | 3 285,3 | 2,9 | 3 288,2 | 109,6 | 33,8 | 7,7 | 3 439,2 |
10 | Danone | 3 466,3 | 6,7 | 66,5 | 9,0 | 3 548,5 | 157,6 | 24,0 | 0,2 | 0,1 | 3 730,3 | 3 204,0 | 43,4 | 3 247,4 | 73,6 | 0,5 | 1,3 | 3 322,8 |
11 | Mondeles International** | 3 270,1 | 0,0 | 44,8 | 27,5 | 3 342,4 | 30,5 | 16,9 | 23,6 | 304,7 | 3 718,2 | 2 428,8 | 4,2 | 2 433,0 | 40,3 | 1,8 | 321,7 | 2 796,8 |
12 | «МегаФон» | 2 162,4 | 423,0 | 77,7 | 196,4 | 2 859,6 | 225,6 | 27,1 | 47,7 | 537,9 | 3 697,8 | 1 989,9 | 360,0 | 2 349,9 | 110,7 | 11,2 | 505,8 | 2 977,6 |
13 | Novartis | 3 348,2 | 0,3 | 50,6 | 42,4 | 3 441,5 | 13,2 | 77,3 | 18,4 | 14,4 | 3 564,8 | 2 303,9 | 0,8 | 2 304,7 | 64,6 | 22,1 | 11,4 | 2 402,8 |
14 | Volkswagen | 1 559,6 | 5,3 | 119,5 | 16,7 | 1 701,1 | 219,7 | 365,5 | 173,1 | 491,7 | 2 951,1 | 998,4 | 9,5 | 1 007,9 | 382,0 | 94,9 | 517,5 | 2 002,3 |
15 | Сбербанк | 1 738,6 | 77,3 | 36,8 | 65,4 | 1 918,1 | 171,3 | 201,8 | 97,6 | 454,2 | 2 842,9 | 1 392,2 | 42,1 | 1 434,3 | 196,4 | 53,9 | 475,8 | 2 160,5 |
16 | Ferrero | 1 067,4 | 1 628,8 | 23,9 | 22,7 | 2 742,7 | 9,8 | 0,1 | 0,5 | 38,9 | 2 792,1 | 1 191,2 | 1 166,8 | 2 358,0 | 0,9 | 4,0 | 33,1 | 2 395,9 |
17 | «Вымпелком» | 1 817,4 | 88,2 | 82,3 | 0,0 | 1 987,9 | 170,0 | 18,2 | 49,2 | 385,0 | 2 610,4 | 1 458,9 | 111,7 | 1 570,6 | 12,2 | 1,5 | 501,9 | 2 086,3 |
18 | Coca-Cola Co. | 2 168,0 | 0,0 | 31,4 | 51,5 | 2 250,9 | 5,3 | 12,5 | 6,8 | 182,8 | 2 458,3 | 2 106,0 | 23,0 | 2 129,0 | 24,6 | 163,8 | 2 317,5 | |
19 | «М.Видео» | 1 420,9 | 32,8 | 19,4 | 0,0 | 1 473,0 | 3,2 | 30,4 | 127,1 | 706,1 | 2 339,8 | 1 368,8 | 16,3 | 1 385,0 | 45,1 | 90,4 | 481,6 | 2 002,1 |
20 | Johnson & Johnson | 1 979,2 | 64,6 | 19,8 | 28,3 | 2 091,8 | 33,2 | 46,8 | 68,6 | 3,6 | 2 244,1 | 1 250,8 | 61,0 | 1 311,8 | 67,1 | 33,5 | 1,8 | 1 414,2 |
21 | «Фармстандарт» | 1 586,0 | 1,9 | 15,0 | 124,7 | 1 727,6 | 6,2 | 43,8 | 403,9 | 0,0 | 2 181,6 | 1 195,2 | 0,7 | 1 195,9 | 65,1 | 120,4 | 0,0 | 1 381,3 |
22 | «Эвалар» | 1 520,9 | 0,3 | 11,6 | 57,2 | 1 590,1 | 2,9 | 520,9 | 50,8 | 0,0 | 2 164,7 | 1 316,5 | 47,0 | 1 363,5 | 438,1 | 43,5 | 0,0 | 1 845,1 |
23 | General Motors | 1 402,1 | 7,4 | 31,7 | 19,3 | 1 460,6 | 222,6 | 136,1 | 128,9 | 136,0 | 2 084,2 | 969,0 | 9,4 | 978,4 | 101,6 | 80,4 | 62,4 | 1 222,8 |
24 | Nissan | 783,3 | 27,2 | 168,9 | 0,0 | 979,5 | 558,4 | 245,6 | 174,1 | 123,5 | 2 081,1 | 823,1 | 19,8 | 843,0 | 366,2 | 151,0 | 157,3 | 1 517,4 |
25 | «Эльдорадо» | 992,0 | 28,5 | 21,7 | 19,0 | 1 061,2 | 65,2 | 71,2 | 327,7 | 523,2 | 2 048,4 | 1 027,0 | 9,9 | 1 036,9 | 54,8 | 195,6 | 361,0 | 1 648,3 |
26 | Berlin-Chemie Menarini | 1 088,3 | 0,0 | 0,0 | 543,6 | 1 631,9 | 56,9 | 0,2 | 219,8 | 3,8 | 1 912,7 | 1 278,1 | 4,5 | 1 282,6 | 17,1 | 134,6 | 13,1 | 1 447,4 |
27 | Metro Group | 0,0 | 505,7 | 0,6 | 0,0 | 506,3 | 7,9 | 39,2 | 482,2 | 772,2 | 1 807,8 | 2,8 | 55,9 | 58,7 | 77,1 | 19,9 | 498,8 | 654,4 |
28 | X5 Retail Group | 0,0 | 1 011,1 | 7,3 | 2,7 | 1 021,1 | 0,0 | 186,8 | 56,1 | 360,4 | 1 624,3 | 94,5 | 715,7 | 810,2 | 99,7 | 1,3 | 249,5 | 1 160,6 |
29 | Sanofi Aventis | 1 505,1 | 15,5 | 26,8 | 31,5 | 1 578,9 | 0,4 | 22,0 | 0,0 | 0,0 | 1 601,2 | 1 295,7 | 1,8 | 1 297,5 | 26,2 | 19,3 | 13,8 | 1 356,9 |
30 | «Спортмастер» | 1 095,9 | 29,6 | 34,4 | 0,0 | 1 160,0 | 42,5 | 47,1 | 67,2 | 278,7 | 1 595,4 | 653,9 | 20,2 | 674,1 | 17,9 | 18,7 | 166,6 | 877,4 |
31 | LVMH | 724,1 | 0,0 | 36,7 | 24,9 | 785,7 | 0,0 | 677,8 | 0,0 | 98,8 | 1 562,3 | 532,2 | 2,2 | 534,4 | 677,9 | 30,4 | 72,1 | 1 314,8 |
32 | «Балтика» | 1 215,0 | 93,9 | 5,7 | 0,0 | 1 314,6 | 4,3 | 9,5 | 0,0 | 215,7 | 1 544,3 | 1 543,8 | 122,0 | 1 665,7 | 51,3 | 0,0 | 513,5 | 2 230,6 |
33 | Beiersdorf | 1 358,6 | 0,0 | 19,3 | 33,0 | 1 410,9 | 2,6 | 82,0 | 12,5 | 28,6 | 1 536,7 | 1 159,6 | 0,1 | 1 159,7 | 119,2 | 0,0 | 23,4 | 1 302,3 |
34 | Ford Motor Co. | 757,9 | 3,9 | 31,8 | 8,7 | 802,3 | 210,7 | 77,0 | 219,8 | 225,1 | 1 535,0 | 430,3 | 19,2 | 449,5 | 82,2 | 41,3 | 269,8 | 842,8 |
35 | Bayer | 1 264,7 | 3,4 | 17,9 | 25,9 | 1 311,9 | 0,3 | 89,2 | 55,6 | 1,1 | 1 458,1 | 856,1 | 32,7 | 888,8 | 42,8 | 82,1 | 1,4 | 1 015,0 |
36 | PSA Peugeot Citroen | 742,2 | 38,6 | 82,3 | 4,8 | 868,0 | 86,5 | 101,5 | 86,4 | 287,9 | 1 430,2 | 555,6 | 3,2 | 558,8 | 182,9 | 127,5 | 421,5 | 1 290,7 |
37 | Toyota | 618,5 | 9,2 | 70,4 | 22,8 | 721,0 | 96,3 | 197,2 | 229,9 | 185,7 | 1 430,1 | 406,7 | 5,6 | 412,2 | 147,5 | 72,6 | 130,2 | 762,6 |
38 | McDonald’s | 1 099,3 | 0,4 | 16,5 | 15,3 | 1 131,4 | 27,8 | 7,2 | 43,3 | 211,2 | 1 420,9 | 978,0 | 1,1 | 979,1 | 3,0 | 0,4 | 179,2 | 1 161,6 |
39 | ВТБ | 814,8 | 5,1 | 4,5 | 13,5 | 837,9 | 36,1 | 75,1 | 99,7 | 359,8 | 1 408,7 | 262,3 | 5,3 | 267,6 | 127,2 | 8,1 | 119,7 | 522,6 |
40 | Kia Motors | 661,0 | 9,8 | 22,4 | 35,1 | 728,3 | 83,0 | 130,8 | 131,0 | 262,8 | 1 335,9 | 467,1 | 3,7 | 470,8 | 142,8 | 17,4 | 190,2 | 821,2 |
41 | Colgate-Palmolive | 1 132,8 | 0,0 | 86,9 | 5,6 | 1 225,2 | 0,0 | 19,6 | 0,0 | 0,0 | 1 244,8 | 1 691,5 | 5,3 | 1 696,8 | 28,3 | 0,0 | 0,0 | 1 725,1 |
42 | «Орими Трэйд» | 1 138,5 | 0,2 | 24,7 | 23,4 | 1 186,9 | 4,4 | 5,1 | 8,5 | 9,5 | 1 214,4 | 992,4 | 33,9 | 1 026,3 | 0,4 | 0,3 | 93,5 | 1 120,4 |
43 | Samsung Electronics | 690,5 | 0,3 | 39,9 | 19,2 | 749,9 | 189,4 | 165,5 | 40,1 | 65,3 | 1 210,3 | 844,5 | 2,7 | 847,3 | 299,0 | 14,6 | 71,0 | 1 231,9 |
44 | Hyundai | 749,2 | 7,2 | 27,6 | 36,4 | 820,4 | 44,3 | 139,9 | 47,4 | 155,5 | 1 207,5 | 747,2 | 2,6 | 749,8 | 143,4 | 29,2 | 232,7 | 1 155,1 |
45 | Teva | 1 046,8 | 0,2 | 15,0 | 6,4 | 1 068,3 | 7,2 | 47,5 | 13,9 | 0,0 | 1 137,0 | 434,3 | 53,3 | 487,6 | 65,4 | 28,1 | 0,0 | 581,2 |
46 | «Ростелеком» | 211,1 | 536,0 | 2,4 | 3,4 | 752,8 | 24,4 | 4,6 | 41,2 | 310,5 | 1 133,5 | 338,2 | 125,2 | 463,4 | 32,4 | 0,9 | 175,7 | 672,4 |
47 | «Связной» | 645,3 | 93,3 | 20,4 | 8,4 | 767,5 | 110,8 | 11,1 | 53,0 | 172,3 | 1 114,6 | 568,0 | 28,9 | 596,9 | 8,0 | 47,1 | 117,9 | 769,9 |
48 | Renault | 559,5 | 5,8 | 32,3 | 0,0 | 597,6 | 206,7 | 79,6 | 97,1 | 126,5 | 1 107,5 | 546,2 | 0,5 | 546,7 | 93,4 | 45,9 | 63,6 | 749,6 |
49 | Tele2 | 0,0 | 863,5 | 0,0 | 0,0 | 863,5 | 19,0 | 1,3 | 35,1 | 163,0 | 1 081,8 | 0,0 | 410,2 | 410,2 | 0,0 | 0,0 | 134,5 | 544,7 |
50 | GlaxoSmithKline | 610,1 | 316,5 | 0,1 | 22,6 | 949,2 | 1,6 | 0,0 | 59,1 | 0,0 | 1 049,5 | 672,7 | 104,1 | 776,7 | 34,0 | 77,7 | 0,0 | 888,5 |
Как считался рейтинг
Методика, которой AdIndex руководствуется при оценке бюджетов рекламодателей, разработана при участии таких рекламных холдингов и агентств, как АДВ, OMD Optimum Media Group, OMD MD/PHD Group, Gram, Twiga, Maxus, MediaCom, MindShare, LBL, "Бета", "Максима". За основу взяты результаты мониторинга исследовательских компаний TNS Russia и "ЭСПАР-Аналитик". Свои экспертные заключения, на каких условиях различные группы рекламодателей закупают рекламу, в этом году предоставили, в частности, холдинги АДВ, OMD Optimum Media Group, Aegis Media, Twiga, Media Arts, агентства Dentsu-Smart, LBL, "Идальго", "Медиа Сеть", "Соус", "Стронг", "Тотал Вью".
При оценке бюджетов на ТВ все рекламодатели были поделены на несколько категорий в зависимости от объема закупленных пунктов рейтинга (GRP) — условных единиц, по которым на ТВ продается реклама и отражающих количество зрителей, увидевших рекламный ролик. Чем больше объем закупленных пунктов рейтинга у рекламодателя, тем лучшие он получает условия от телевизионных сейлз-хаусов. Так, к первой группе с объемом закупок более 60 тыс. GRP относятся Procter & Gamble, альянс L’Oreal-Nestle, Unilever, Mars Inc. и PepsiCo. Во вторую группу с объемом 30-50 тыс. GRP входят Henkel, Reckitt Benckiser, Danone, Novartis и Mondelez International. Всего выделены шесть групп рекламодателей.
Раньше опрашиваемые рекламные агентства давали свою экспертную оценку усредненной стоимости 1 GRP для каждой группы рекламодателей в целом на ТВ. На этот раз подсчеты были усложнены за счет детализации по каждому из каналов: была дана оценка стоимости 1 GRP на каждом федеральном канале в его целевой аудитории для всех шести групп рекламодателей. К примеру, крупнейшие из них за 1 GRP на канале "ТВ Центр" платили в прошлом году, по мнению опрошенных агентств, примерно 45,4 тыс. руб., на РЕН ТВ — 66 тыс. руб., а на ТНТ — уже 82,7 тыс. руб. Для сравнения: имеющий менее выгодные условия рекламодатель из второй группы за 1 GRP на тех же самых каналах заплатил уже 53 тыс., 77,8 тыс. и 93 тыс. руб.
При оценке бюджетов в региональном телеэфире (когда в каждом городе вещания выходит свой ролик) эксперты дали свои заключения по стоимости 1 GRP для каждого из 29 городов, где проводятся локальные телеизмерения. Так, для Москвы этот показатель равен 26,6 тыс. руб., для Петербурга — 14,9 тыс. руб., а для Волгограда — только 1,2 тыс. руб.
Впервые в этом году в сегменте ТВ были оценены расходы на спонсорство, которое фиксирует мониторинг TNS. Для каждого телеканала был определен коэффициент наценки стоимости спонсорской заставки к цене 1 GRP для каждой из шести групп рекламодателей. По мнению предоставивших свои экспертные заключения участников рынка, для канала 2х2 такой коэффициент равняется 1,5, для "России 1" — 1,7, а для СТС — 1,8.
Впервые также были оценены бюджеты на тематические телеканалы, распространяющиеся через кабель и спутник. Для самых востребованных вещателей была определена примерная стоимость одной минуты рекламы: если на каналах Viasat она составила 6,5 тыс. руб., то на Discovery — 18,1 тыс. руб.
Изменилась методика оценки бюджетов на радио. До сих пор во внимание принимались только затраты на рекламу московскую и сетевую, когда один и тот же ролик звучит во всех городах вещания станции. На этот раз были учтены выходы рекламы в 12 городах, для каждого из которых была определена средняя стоимость минуты. При подсчете расходов на сетевую радиорекламу этот показатель варьировался уже для каждой станции. Одна минута, к примеру, в эфире Maximum стоила 28,9 тыс. руб., Business FM — 50,6 тыс. руб., а "Авторадио" — 134 тыс. руб. Для каждой станции была определена средняя стоимость минуты также в Москве, Петербурге и Сочи.
В оценке расходов на центральную прессу к бюджетам, которые дает мониторинг TNS, применяется среднерыночная скидка, которая высчитывается по результатам опроса издательских домов и заключения аналитического центра "Видео Интернешнл". Раньше скидка была единой для всех типов изданий, на этот раз применялась средняя скидка отдельно для газет (59,1%) и журналов (53,6%).
Расходы на наружную рекламу по результатам мониторинга в 50 крупнейших городах традиционно предоставляет компания "ЭСПАР-Аналитик". Как и раньше, для каждого формата применяются повышающие коэффициенты — отдельно для Москвы и регионов. Учитываются и возможные наценки на нестандартное размещение.
Наконец, впервые были оценены бюджеты на медийную интернет-рекламу. Для наиболее востребованных сайтов, попадающих в мониторинг TNS, была определена средняя скидка. Например, для Auto.mail.ru она составила 41%, а для Rbc.ru — 43%.
Более подробно методика изложена на сайте AdIndex.