Большинство российских менеджеров готовы уйти из крупных предприятий в стартапы с понижением зарплаты — к такому выводу пришли эксперты Российской венчурной компании и хантингового агентства WardHowell. По данным проведенного этими компаниями опроса, около 77% российских менеджеров готовы уйти с текущей работы в стартап, получивший венчурные инвестиции, а 54% согласны сделать это в ближайший год.
Как выяснилось, около 63% опрошенных согласились перейти в стартап с потерей дохода в обмен на долю в компании. Около половины респондентов согласны при переходе в стартап пожертвовать 26—50% заработка. Исследователи считают, что менеджерами двигает желание самореализации и нового опыта.
«Мы делали это исследование совместно с WardHowell, чтобы понять, чем российская ситуация отличается от американской, — говорит директор департамента развития и коммуникаций РВК Евгений Кузнецов. — В США в стартап, получивший инвестицию, менеджер приходит на самом первом этапе. При этом он не сильно теряет в доходах, так как инвестор готов его оплачивать. В России менеджер приходит в стартап с потерей в зарплате, но зато у нас гибче относятся к размеру опциона или доли, которую он может получить». По словам г-на Кузнецова, часто менеджеров интересует не столько заработок, сколько самореализация, новый опыт. Вместе с тем переходящие в стартап управленцы могут надеяться на солидный выигрыш в случае успеха проекта, уточняет он.
Кроме того, как отмечает эксперт, российские менеджеры часто уходят в стартап не полностью, например работают как независимые директора. «Они не тратят там много времени, но при этом имеют шанс поделиться компетенцией, — говорит г-н Кузнецов. — Без притока профессиональных кадров венчурная индустрия не заработает».
Эксперт РВК считает маловероятным успех стартапа без привлечения профессиональных управленцев. «Исследование европейской венчурной ассоциации показывает, что неудачи европейских стартапов объясняются именно отсутствием профессиональных менеджеров, — говорит г-н Кузнецов. — В Америке большинство стартапов работает с привлеченными менеджерами, тогда как в Европе и в России их практически нет». «Можно попробовать развить компанию без наемного менеджера, но шанс проиграть на порядок выше», — заключает он.