Получение бизнес-образования становится все более популярно как среди состоявшихся бизнесменов, так и среди госслужащих. Однако рост популярности обуславливает появление особых ожиданий и требований со стороны слушателей MBA-программ. Чего хотят "бизнес-студенты" от получаемого образования, а также имеют ли они возможность влиять на формирование программ обучения, выяснил BG.

Современные слушатели программы MBA не желают слышать от преподавателей то, что пишут в учебниках. "Книги мы и сами находить и читать умеем, дайте нам "сокровенное" знание — от отраслевых экспертов, от консультантов, от практикующих специалистов, — делится пожеланиями слушателей проректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП), директор программы Executive MBA "Cтратегия" Федор Рагин. — При этом нет прямого требования слушателей, чтобы это знание передавалось непосредственно его генераторами, так как последние, как правило, плохо, неумело работают с аудиторией МВА, и слушатели об этом осведомлены".

Модель "два диплома"

По словам заместителя директора центра программ "Мастер делового администрирования" Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ Марии Шульц, рынок бизнес-образования становится высококонкурентным, а слушатели все более тщательно подходят к качеству программ и выбору бизнес-школы. "Все большее число людей обращают внимание на состав преподавателей, рейтинги, профиль группы, на наличие международных аккредитаций и возможность пройти обучение в одной из зарубежных школ-партнеров", — отмечает она. В связи с этим, по ее словам, особенной популярностью пользуются программы по модели "два диплома". Например, программа Dual Degree Executive MBA — совместная программа ВШМ СПбГУ (бизнес-школа N1в России и N2 в Восточной Европе по данным рейтинга Eduniversal 2010) и Высшей коммерческой школы Парижа (HEC Paris, N1 в Европе по рейтингу Financial Times 2006-2010 годов). "В рамках этой программы предусмотрена возможность выбора одной из шести специализаций: международный бизнес; дифференциация через сервис; предпринимательство и инновации; авиационная и аэрокосмическая промышленность; энергетика; индустрия роскоши, — рассказывает Мария Шульц. — Каждая специализация состоит из двух модулей, которые проводятся в различных городах и странах в зависимости от специализации (Милан, Париж, Монреаль, Сан-Франциско, Доха, Лас-Вегас, Тулуза, Сан-Паулу). Такого рода специализации дают возможность познакомиться с международным опытом в выбранной сфере, что, безусловно, создает конкурентное преимущество школы на рынке", — отмечает она.

Чего хотят слушатели

Директор центра программ "Мастер делового администрирования" Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ Юлия Свинцова говорит, что слушатели, обучающиеся по программам Executive MBA, заинтересованы в том, чтобы по окончании обучения привнести новые практики в работу своих компаний. "ВШМ СПбГУ реализует именно такие программы, по окончании которых слушатели выходят с конкретными обоснованными предложениями по развитию бизнеса. Что касается вопроса оплаты определенных предметов дополнительно, то, например, на программе EMBA на русском языке есть пул курсов по выбору, пять из которых уже входят в стоимость обучения, а за возможность прослушать остальные слушатели должны внести дополнительную оплату", — говорит Юлия Свинцова.

Федор Рагин уверен, что слушатели желают заниматься с преподавателями, которые мастерски транслируют актуальную и нетривиальную экспертизу, обобщая и встраивая ее в классические модели. "Более нет спроса на ликбез, но и "сырые" продукты от экспертов тоже теряют популярность; наступает время "золотой середины" — качественного и хорошо организованного контента от профессионалов-преподавателей". Это мнение подтверждает советник вице-губернатора правительства Петербурга Михаила Осеевского, управляющий директор ОАО "Кировский завод" Сергей Фивейский — в 2009-2010 годах он получил бизнес-образование в рамках совместного проекта Ехеcutive MBA Dual Degree бизнес-университета HEC (Париж) и ВШМ СПбГУ на английском языке. "Хотелось бы большего погружения опытных преподавателей и бизнесменов в индивидуальный и групповой проекты. Очень полезны оказались лекции и встречи с реальными менеджерами международных компаний в процессе обучения, а также обмен опытом внутри группы студентов, — делится Сергей Фивейский — В целом я удовлетворен — это был хороший содержательный и эмоциональный вызов, новый круг продвинутых людей, современный системный взгляд на бизнес-реальность". Он отмечает, что практика применения полученных знаний для госслужбы — очень ограничена, востребована только при работе в бизнес-структурах или с бизнес-структурами.

Его сокурсник и глава представительства компании "Уайт Дварф" (занимается чипами для бытовой микроэлектроники) Николай Михайлов в качестве пожелания предложил бы увеличить часы на прикладные предметы — финансы, финансовый учет, корпоративные финансы, маркетинг, при этом уменьшив часы на такие курсы, как управление изменениями и стратегия. Генеральный директор ООО "БалтМонолитСтрой" Игорь Яковлев (обучался в ИМИСП) считает недостатком курса его ориентированность на крупные компании, что ущемляет малый и средний бизнес. Также, по его мнению, программа по маркетингу требует доработки; хотелось бы больше уделить внимания теме подбора и мотивации персонала, курсу по программному обеспечению (CRM, ERP и др.).

Федор Рагин констатирует, что большой спрос имеют курсы маркетинг B2B, менеджмент корпоративной культуры, корпоративный менеджмент как взаимодействие корпоративного центра и бизнес-единиц, проектный менеджмент. "Существенно вырос спрос на тренинговые компоненты в организационном поведении и управлении изменениями. Нет спроса на образовательные учебные туры за рубеж с мотивировкой "Не надо тратить столько времени на образовательный туризм, дайте нам эти знания здесь"", — делится наблюдениями он.

Вмешательство не помешает

Очевидно, что современные слушатели, изучающие бизнес, имеют свое, довольно четкое, представление о том, чего бы им хотелось получить на курсах, а изучение каких "предметов" стоит минимизировать. Есть ли возможность у этих "студентов" влиять на формирование программы и корректировать ее? Насколько гибко бизнес-школы способны реагировать на меняющиеся запросы? По словам Николая Михайлова, есть выбор между выездными модулями, но выбора дисциплин нет. "Я думаю, что это связано с формальными требованиями на количество прослушанных часов, которые предъявляются во Франции и России для получения государственных дипломов", — полагает он. "Слушатели программ Executive MBA в ВШМ СПбГУ имеют возможность дать обратную связь по результатам того или иного курса, — говорит Юлия Свинцова. — Преподаватели и администрация школы, анализируя эту информацию, вносят соответствующие изменения как в содержательную, так и в организационную составляющую программ. При этом важно отметить, что обратная связь может быть как субъективной, так и объективной. Если вся группа высказывается за внесение определенных изменений в программу, то это, безусловно, может стать весомым аргументом в пользу соответствующих корректировок", — говорит она.

Господин Рагин называет самой динамичной частью материалов программы так называемые кейсы. Это один из ключевых компонентов обучения в бизнес-школах, предполагающий пример из бизнес-практики реальной компании, изученный преподавателем, описанный им и предлагаемый для анализа группе слушателей в процессе занятия. "Они обновляются перманентно, иногда сюжеты приносятся в аудиторию буквально с новостных лент информационных агентств — на экран проектора выводится новостной ролик и начинается обсуждение", — говорит он.

Мария Шульц добавляет, что в процессе обучения слушатели являются дополнительным источником информации о новых трендах, в соответствии с которыми преподаватели могут вносить в программы определенные корректировки. "Одной из таких тенденций, наблюдаемых на рынке бизнес-образования, является обязательное развитие программ, посвященных внедрению инноваций. В обществе возникает необходимость в создании управленческих команд, успешных и компетентных в области поддержки инновационного развития. Кроме этого, популярными направлениями в развитии программ Executive MBA становятся предпринимательство, а именно стартап-проекты, и новые веяния в маркетинге в области интернет-коммуникаций".

Бесценное знание

Сергей Фивейский про материальные итоги после получения диплома не говорит. "Пока ощущаю только интеллектуальные и мировоззренческие итоги — монетизация данного актива еще впереди", — считает он. Обучение стоило порядка 40 тыс. евро плюс полеты, проживание и некоторые другие расходы (обучение, занявшее 18 месяцев, проходило только на английском языке в Париже и Петербурге, а также по модулю — в Калифорнии, Китае и Брюсселе).

Николай Михайлов, получивший два диплома (государственный диплом "Мастер делового администрирования" (MBA), который выдается ВШМ СПбГУ, и диплом Executive Master of Business Administration бизнес-школы НЕС Paris и Министерства образования Франции) более четко формулирует "приобретения" в ходе обучения: "Во-первых, обучение произвело то, что я называю "поляризацией мозгов" — систематизацию существующих знаний, обобщение накопленного опыта, структуризацию практических навыков. Во-вторых, я побывал в сильной компании своих коллег-соучеников, что привело к расширению кругозора и к получению контактов и связей. В-третьих, диплом HEC Paris, лучшей в мире бизнес-школы, позволяет мне рассчитывать на карьерный рост", — оценивает господин Михайлов. Более того, Николай Михайлов сам пошел преподавать в вуз (параллельно основной работе). "Я стал получать предложения о работе в тех компаниях, которые раньше меня просто не знали; я стал использовать те контакты и связи, которые завязались в процессе обучения", — доволен он.

Игорь Яковлев, заплатил за два года обучения более 10 тыс. евро. "На четверку по пятибалльной системе, — оценил образование он. — Помогло и полученное образование, и во многом общение с однокурсниками, так как они представляли разные отрасли бизнеса, соответственно — различные подходы в управлении и реализации проектов и повседневной деятельности бизнеса. Я полностью изменил подход компании к подбору персонала и его мотивации, к контролю и учету проектов. Человек должен постоянно обучаться, иначе он деградирует", — заключает Игорь Яковлев.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments