Обучение через игру

Бизнес-симуляция – это игровой мир, в котором игроки решают задачи из реальной жизни. В игровом мире можно решать задачи разными способами, набираться опыта и экспериментировать без риска нанести ущерб работающему бизнесу. Военные активно используют игровой подход уже 200 лет, проводя военно-тактические учения и проверку боевых стратегии на картах. В середине 20 века военный опыт переняли бизнесмены для управления гражданскими предприятиями.

С распространением компьютеров настольные деловые игры с фишками и картами стали уступать место компьютерным играм. Поначалу программам необходимо было заранее указать, как реагировать на те или иные действия игроков. Но реальный мир, например, FMCG-рынок, ведет себя многообразно и порой непредсказуемо. Долгое время было невозможно сделать такую программу, которая допускала бы любые действия игроков и давала бы столь же разнообразные ответы на их решения. Но 20 лет назад это стало возможным благодаря появлению имитационного моделирования.

Нельзя посчитать, но можно увидеть

Имитационное моделирование возникло для решения задач, у которых нет математического алгоритма решения. Например, как подсчитать, сколько персонала потребуется на складе для обработки десяти тысяч паллет в месяц? Хороший директор склада может прикинуть ответ, пользуясь своим опытом. Но что делать, если речь идет о складе, который только собираются построить? Чтобы вычислить ответ, необходимо учесть время выполнения каждой операции, геометрию склада и даже график перекуров сотрудников – это тысячи параметров. Точной математической модели для такой задачи не существует.

Но можно получить ответ с помощью имитационного моделирования. Для этого необходимо создать виртуальный склад той же геометрии что и реальный. Склад наполняем стеллажами, добавляем виртуальных сотрудников и раздаем им виртуальные тележки и штабелеры, которые бы поднимали и развозили паллеты за то же время, что и реальные. А дальше запускаем модель и смотрим, насколько хорошо склад справляется. Надо ли больше грузчиков? Больше техники? А выдержит ли склад, если увеличить нагрузку вдвое? Все это можно увидеть на модели. Можно даже попросить модель самостоятельно варьировать количество ресурсов, пока она не найдет оптимальное решение.

Виртуальные покупатели обретают самостоятельность

Имитационные модели создавались для анализа различных сценариев будущего, но быстро нашли свое применение в обучении. Имитационной модели не нужны заранее прописанные ответы на все действия игроков. Вместо этого описывается поведение отдельных частей модели – агентов. Каждый агент действует самостоятельно, а из реакций множества агентов складывается ответ всей модели.

Вот как это работает в симуляторах Mania Business Simulations. Агентом является покупатель. Он умеет ходить по магазинам и выбирать товары по своему вкусу, учитывает свой объем потребления и уровень дохода. При сильном росте цен он может переключиться на ближайший похожий товар, а может иногда соблазниться скидкой и попробовать что-то новое или закупиться впрок. При следующем походе в магазин он вспоминает свой предыдущий опыт, чтобы решить, не пойти ли в этот раз к другому ритейлеру.

Антон Лазарев, генеральный директор Mania Business Simulations Симуляция – превосходная среда для практики новых навыков. Участники наших программ чувствуют свободу экспериментировать и ошибаться, поэтому быстро вовлекаются в процесс обучения. Ошибки не грозят бизнесам наших клиентов, а последствия решений видны сразу. Это помогает быстрее осваивать новые подходы и набираться опыта.

В бизнес-симуляции 30 000 покупателей Все они отличаются друг от друга: на поведение каждого влияют более двух тысяч параметров. За их кошелек конкурируют несколько ритейлеров и FMCG производителей, частью из которых управляют команды игроков.

Любое изменение ассортимента, цен, выкладки или промо немедленно заметят тысячи покупателей. Вырастить розничные продажи на таком рынке непросто. Лучших результатов достигают те игроки, кто умеет применять современные технологии управления категорией, например, категорийный менеджмент или шоппер-менеджмент.

С помощью бизнес-симуляций клиенты Mania тестируют уровень подготовки своих менеджеров. Также Mania обучает и тренирует тех, кто хочет повысить свою компетенцию в управлении категориями.

FMCG и Ритейл – это командная работа. В симуляции игроки тоже объединяются в команды и сообща управляют компанией. Каждый участник играет за одну категорию. Участники разрабатывают стратегию компании и учатся достигать ее совместными действиями нескольких категорий.

Любовь Кельбах, директор образовательных программ Mania: Мы преподаем не просто теорию управления категориями, а пошаговую методологию для принятия решений. Наша команда имеет опыт работы с обеих сторон FMCG-бизнеса. Это позволило нам адаптировать классический метод так, чтобы он встраивался в бизнес-процессы современных ритейлеров и производителей и сразу начинал приносить результат.  

Можно ли обучаться в онлайне

С 2019 года обучающие программы Mania переходят в формат онлайн. Летом 2019 в онлайне прошел ритейл-чемпионат ShopperMania Challenge. За призы поборолись участники выставки Неделя Российского Ритейла 2019. В конце 2019 года Pepsico стал первым клиентом, прошедшим онлайн-обучение на основе бизнес-симуляции. На начало 2020 года Mania предлагает бизнес-симулятор для онлайн-обучения категорийному менеджменту, с помощью которого можно учиться из любой части мира.

*материал опубликован на правах рекламы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.