«Улыбка радуги» о своем развитии на рынке дрогери, стандартизации бизнес-процессов компании и о том, как автоматизация может повысить эффективность бизнеса.

Спикеры: Андрей Трубицин, глава Торгового дома «Эра», развивающей дрогери-сеть «Улыбка радуги»; Алексей Баулин, генеральный директор сети «Улыбка радуги»; Игорь Ковтун, директор департамента управления бизнес-процессами ТД «Эра»

На рынке дрогери вот так

По словам Алексея Баулина, масштабный захват федерального рынка работающими сейчас дрогери-сетями, в том числе и «Улыбкой радуги», не произойдет по причине высоких операционных издержек, сложностей с технологиями и логистикой.

«Дрогери включает в себя широкий круг non-food товаров повседневного спроса в одном месте в непосредственной близости от покупателя, — говорит Алексей Баулин. — Сетей подобного формата в России достаточно много, однако каждая из них более-менее локализована в своем регионе присутствия. К примеру, в Москве — «Подружка», в Краснодарском крае — «Магнит Косметик» и «Санги стиль», на Северо-Западе — мы и «Спектр».

Главными конкурентами «Улыбки радуги», как и других дрогери, являются крупные гипер- и супермаркеты. Продаваемые в них товары категорий «косметика», «парфюмерия» и «бытовая химия» составляют малую долю от всего ассортимента, но даже эта доля может помешать игрокам сегмента дрогери. «В прямое конкурентное столкновение ни с ними, ни со специализированными магазинами косметики и парфюмерии, у которых более высокий ценовой уровень продукции, «Улыбка радуги» не входит», — говорит Алексей Баулин.

История «Улыбки радуги» началась в 2001 г., когда торговый дом «Эра» запустил первый магазин сети в Санкт-Петербурге. Через три года сеть уже насчитывала семь магазинов, после чего темп развития вырос до нескольких десятков новых торговых точек «Улыбка радуги» ежегодно. Сейчас под этим брендом работает 255 объектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Москве и области, а также в Псковской, Новгородской, Мурманской, а также Петрозаводской областях.

Площадь одной «Улыбки радуги» варьируется в пределах 150 кв.м. Ассортимент в среднем включает порядка 8000 SKU парфюмерно-косметической продукции, гигиенических и хозяйственных товаров, бытовой химии и т.п. Большая часть товаров приходится на категорию «Уход за собой».

С самого начала существования сети обязательным условием при открытии новых магазинов был жесткий отбор локаций — «Улыбки радуги» должны размещаться в непосредственной близости к месту проживания или работы людей. Все локации — в стрит-ритейле. В торговых центрах сеть пока не присутствует. «Управленцы торговых комплексов предпочитают видеть на своих площадях ритейлеров узкой направленности и закрепленных за конкретными товарными категориями, — прокомментировал топ-менеджер. — Кроме того, наш покупатель не пойдет в ТЦ за товарами повседневного спроса», — рассказал Алексей Баулин.

Чаще всего покупатели дрогери — это люди с невысоким уровнем дохода, в большинстве своем женщины. Они более подвижны, внимательнее относятся ко всему новому и больше реагируют на маркетинг и проходящие ценовые акции, чему ритейлер старается уделять немало внимания.

Так, в «Улыбке радуги» традиционно существует программа лояльности для основной массы покупателей и для пенсионеров, маркетинговые акции и ежемесячный активный промоушен, реклама на транспорте и телевидении.

Эффективная автоматизация

Стремление стать одним из главных игроков дрогери-рынка в России несколько лет назад впервые подтолкнуло «Улыбку радуги» к работе над эффективным управлением при помощи сопутствующего программного обеспечения.

Все началось в 1996 г. с автоматизации в ТД «Эра» основных учетных функций с помощью программы Questor. Далее в 2002 г. были автоматизированы основные бизнес-процессы (складской учет, транспорт) с помощью программы ЛИС. Была внедрена программа учета 1С.

В 2007-2008 гг. в компании сложилась ситуация, когда дальнейшее ее развитие было невозможно без концентрации учета. В тот период основной коммерческий и финансовый контуры были разорваны — все пять подразделений компании имели свои программы учета, правила и порядки. Перед ритейлером встал вопрос: как объединить учет всех основных процессов, добиться их стандартизации, сделать движение всех основных информационных потоков наблюдаемым и управляемым?

Основную проблему для «Улыбки радуги» представляла задача консолидации данных по группе компаний. Исторически сложилось, что бизнес организации был объединением ряда юридических лиц, которые взаимодействовали между собой, но тратили избыточное количество ресурсов на внутренний документооборот. Отсутствие стандартов учета в разных предприятиях усложняло и задерживало получение общего результата, делало сложным и подчас невозможным аудит учета, контроль правильности и корректности отчетности.

«Известно, что более сложные проблемы требуют и более сложных средств для их решения, — говорит Игорь Ковтун. — Мы поняли, что нарастающие проблемы уже не можем решить имеющимися средствами. Выход на рынок программ учета показал, что все программы, которые предлагают необходимые нам решения, относятся к классу ERP. Сегодня задумываться об инновациях и различного рода ИТ-решениях уже лишнее: пока ты думаешь, твой конкурент не раздумывая уже все внедрил и получил преимущество».

В 2010 г. компания начала внедрение ERP-системы SAP for Retail. Реализация проекта сначала стартовала в филиале компании в Пскове на меньших объемах и с меньшими рисками. 1 января 2011 г. проект распространился и на Санкт-Петербург, а в апреле того же года – на остальные филиалы сети в Новгородской, Мурманской областях и Республика Карелия.

«Каким бы ни было тщательным тестирование, только реальный бизнес-опыт позволит признать программу действующей, — добавил Игорь Ковтун. — В некоторых случаях на старте мы не смогли понять, как можно перестроить бизнес и начать работать «под программу», но позже были вынуждены отказаться от этих, казавшихся такими важными, функций в пользу более естественных для SAP’а приемов работы. Ошибки лучше не делать, чем тратить половину своего времени на их исправление. Мы понимаем, что даже внедрив основные модули программы, мы еще далеки от того, чтобы говорить о полном планировании всех ресурсов предприятия. Однако компания к этому стремится».

Не сразу, но ритейлер решил основную задачу – получил сводные данные по группе компаний. Новое управление товарным запасом позволило «Улыбке радуги» на 5% поднять обеспеченность товарами магазинов, что, в свою очередь, сказалось на росте продаж. Отразились перемены и на работе персонала. По словам Игоря Ковтуна, в компании повысилась дисциплина: процедура закрытия отчетного периода, которая ранее имела тенденцию к затягиванию до бесконечности, теперь сократилась до регламентных 20 дней, прекратились споры и о правильности показателей – теперь они не подвергаются сомнению.

Все по плану

В связи с окончанием основных работ по внедрению SAP, отвлекавших гигантские менеджерские и временные ресурсы, у руководства компании появилась возможность заняться действительно стратегическими вопросами.

«Чего ждут от «Улыбки радуги» потребители через 3, 5,10 лет? Как изменится рынок? Какой должна стать компания и что нужно сделать, чтобы подготовить ee к любым неожиданностям и вызовам рынка в наше непростое и нестабильное время? Ответы на эти и множество других вопросов активно ищем сейчас через чтение, обучение и создание среды, в которой интеллектуальное развитие менеджмента выходит на первый план,» — говорит Андрей Трубицин.

В 2013 г. компания намерена автоматизировать свой логистический комплекс в Санкт-Петербурге. Запуск новой техники позволит увеличить производительность распределительного центра (РЦ) в 2-2,5 раза. После этого все остальные РЦ на Северо-Западе должны перейти в режим работы по кросс-докингу.
«Пока движемся в направлении интенсификации и повышения производительности труда. Что касается новых регионов, то говорить об организации нового РЦ имеет смысл после открытия минимум 100 магазинов», — подытожил Андрей Трубицин.

Параллельно с самосовершенствованием ритейлер расширяет сеть согласно плану развития. К 1 декабря 2012 г. под брендом «Улыбка радуги» должно работать уже 270 объектов.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments