Два года назад на рейсах, которые следуют из Киева в Астану или Алматы, можно было встретить едва ли не всех известных представителей строительной отрасли. "В Казахстане активно строились жилые дома и торговые центры. Рынок этой страны примерно на пять лет отстает по темпам развития от украинского, поэтому многие девелоперы старались на этом заработать", – рассказывает директор крупной строительной компании, пожелавший остаться неназванным.

Такими визитами многие застройщики и девелоперы старались компенсировать практически полное отсутствие заказов в Украине, говорит руководитель аналитического департамента одной из девелоперских компаний Анна Лаевская. Следом за застройщиками в Казахстан отправились представители торговых сетей, а рестораторы обратили свои взоры на страны ЕС.

Их активность тоже можно понять. Продажи в магазинах fashion-сегмента (одежда, обувь и пр.) в 2014 году снизились примерно в два-три раза по сравнению с более успешным 2013 годом. За это же время количество посетителей в столичных ресторанах сократилось примерно на 50%.

Крах надежд

Заказы на работы в странах СНГ не позволили застройщикам компенсировать потери в Украине, рассказывает Анна Лаевская. "Надежды украинских компаний получить заказы на выполнение строительных работ в Казахстане не оправдались". Связано это с тем, что около года назад в этой стране начался экономический кризис, который привел к девальвации национальной валюты. Подобные ситуации наблюдаются и в других странах СНГ. "Заказов стало гораздо меньше, и они оказались не такими выгодными", – подчеркивает она.

"Я не вижу возможности работать в Казахстане", — признается почетный президент компании "Лико-Холдинг" Игорь Лысов. "Для этого необходимо очень хорошо знать местный рынок и обладать связями", – говорит он. Выиграть тендер украинской компании самостоятельно практически невозможно. Причем, это касается не только государственных, но и частных заказов на выполнение работ (прокладка сетей, строительство здания, укладка крыши и пр.). Необходимо найти местного специалиста, который обладает хорошими связями. Но сделать это не так и просто.

Украинские ритейлеры, которые вышли на рынок Казахстана, также переживают не лучше времена. "Из-за девальвации тенге, уровень жизни населения упал. Нам пришлось принимать участие в акциях протеста, во время которых требовали от собственника торгового центра снизить арендные ставки", – рассказывает генеральный директор группы компаний "Ультра" (сети Baldinini, Levi’s и др.) Андрей Макаров.

Ресторанный провал

В отличие от застройщиков и ритейлеров, рестораторы обратили свой взор на страны Европейского Союза. "Большинство рестораторов, которые вышли за границу, не добились значительных успехов", – отмечает генеральный директор компании "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова.

Например, известный украинский ресторатор Дима Борисов открыл два своих заведения Crab’s Burger в Барселоне и Валенсии, но в итоге вынужден был их закрыть и купить франшизу известной испанской сети Roku. Другой известный ресторатор Геннадий Медведев (совладелец сети "Сушия", собственник GrilldoBrazil, StarBurger) признавался, что не знает, каким образом развивать успешный ресторанный бизнес за границей.

Вкусы иностранцев и украинцев существенно отличаются, говорит о причинах неудач Ольга Насонова. Например, в средиземноморских странах посетителей не удивишь наличием в меню устриц или экзотических рыб, как это происходит в нашей стране. "Во многих странах ЕС культура потребления иная и, например, подавать блюда из замороженных продуктов – неприемлемо. В Украине к этому относятся лояльнее", – говорит эксперт. Сюрпризом для многих наших рестораторов стал и тот факт, что европейцы, в отличие от украинцев, не готовы гулять "на широкую ногу". Они гораздо более экономны.

Интересные направления

Украинские бизнесмены не сдаются и ищут новые возможности для развития на Родине. Многие понимают, что кризис в Украине затянется еще, как минимум, на три-пять лет. "Рынок недвижимости и непродовольственного ритейла находится в глубоком кризисе. Задача максимум для большинства бизнесменов – не нести убытки, о прибыли уже давно никто не думает", – говорит руководитель крупной девелоперской компании, пожелавший остаться неназванным.

Некоторые девелоперы все же переориентировались на рынки стран ЕС, в частности, на Германию и Польшу, рассказывает Анна Лаевская. "Украинские компании предложили заказчикам привлекательные цены при высоком качестве работ", – объясняет аналитик.

В странах СНГ развивается украинский франчайзинговый бизнес. Например, речь идет о сетях Burger Club, Fruit Life, салонах сети "Экспресс-стрижка" и др. По данным главы директората Ассоциации франчайзинга Андрея Кривоноса, всего за границей развивается свыше 30 различных сетей под брендами украинских компаний. Главная причина их успеха – относительно небольшая плата за возможность пользования брендом, которая в среднем вдвое ниже по сравнению с местными конкурентами.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments