Сегодня наша страна – первая в мире по динамике роста открывающихся по франшизе предприятий. Ежегодный прирост составляет 25 %, при том что в Средней Азии этот же показатель варьируется в интервале от 18 до 20 %, а в Европе стремится к нулю. Чуть запоздалый франчайзинг-бум легко объясним – многие воспринимают эту бизнес-модель как самую настоящую панацею. И действительно, гораздо удобнее покупать готовый, раскрученный бизнес, который к тому же весьма быстро окупается.
По статистике из 100 вновь открывшихся предприятий, работающих на условиях франчайзинга, успешно работают около 90. По сравнению с франшизой не менее модный нынче start up дает обратную картину – здесь процент выживаемости достигает лишь 15%. При этом рентабельность в первом случае наступает уже через 1–3 года, а общий объем начальных инвестиций порой не превышает и $10 тыс. В числе явных преимуществ также узнаваемость бренда (как следствие, необходимость в рекламной раскрутке отпадает), доступ к проверенным методам ведения бизнеса, минимум рисков, готовая инфраструктура и развитая логистика.
Как найти фишку
Несмотря на кажущуюся беспроигрышность франчайзинга, проколы на этом рынке все-таки случаются. Яркий тому пример – канувшие в Лету бренды "Дока-пицца" и "Дока-хлеб", ставшие первыми в истории франшизы по-русски. Конечно, тогда было другое время со своими законами, но и сейчас подводных камней в мире франчайзинга немало. "Прежде всего нужно понимать, что это бизнес, которым надо заниматься, – напоминает Юрий Михайличенко, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга. – Нельзя просто сесть в кресло и, уповая на безотказность бренда, ждать, когда к тебе придут деньги. Кроме того, необходимо трезво оценивать свои финансовые возможности. Не стоит брать дорогостоящую франшизу, имея небольшой опыт ведения бизнеса".
Еще один ключевой момент – отраслевой. Не секрет, что франшизу сегодня можно купить едва ли не в любой сфере экономики: от ресторанного бизнеса до медицины. Но на чем же остановить свой выбор, обеспечив себе в дальнейшем успешный бизнес? И можно ли в этом деле просто угадать, или трезвый расчет неизбежен? По словам Михайличенко, сегодня в группе риска такие сегменты рынка, как сельское хозяйство, переработка и производство. Не менее опасное предприятие – покупка франшизы фильма, когда приобретаются сценарий, актеры, слоганы, идея, однако съемки проходят вдали от родины оригинала. "Провал в таких случаях, как правило, гарантирован, – констатирует эксперт, – поскольку условия работы в Голливуде и на какой-нибудь Свердловской киностудии отличаются в разы". Важна и личная предрасположенность к тому или иному роду деятельности, а также опыт работы на конкретном поприще. Профессиональный ресторатор, знающий от и до все нюансы ведения данного бизнеса, с большей вероятностью сможет управлять новым кафе, чем ветеринарной клиникой.
Без пяти минут франчайзи также должен оценить перспективы выбранного проекта на уже существующем рынке. При этом стоит всегда помнить, что просчитать риски на 100% нереально. Можно, скажем, пойти по пути наименьшего сопротивления и сделать ставку на проверенный общепит, а можно запустить некий эксклюзив, доселе неведомый потребителю, и в итоге с одинаковым треском прогореть. В первом случае тому виной будет пресыщенность рынка и высокая конкуренция, во втором – непонимание интересов и потребностей потенциального клиента.
Не секрет, например, что провинция живет по своим законам, и то, что актуально в столице, там может не пойти. В этом убедился предприниматель Игорь Бутурлин, купивший франшизу у известной сети кофеен. "Я рассчитывал на то, что в маленьком городке Центральной России, где последнее кафе-мороженое закрылось с распадом СССР, первая кофейня станет новым центром притяжения, – рассказывает бизнесмен. – Однако столкнулся с ярко выраженной периферийной ментальностью. Люди привыкли, что в общепите нужно обязательно есть, поэтому искали на витринах с кофе и десертами салаты и супы, а еще спрашивали пиво. "Кофейной" культуры, как в той же Европе, у нас в провинции нет". После неудачной попытки Игорь открыл в угоду потребителю банальную закусочную под раскрученным брендом. Несмотря на то что недостатка в подобных заведениях в городе нет, клиент идет туда с удовольствием.
Грамотный ход – найти некую универсальную фишку, которая станет безотказным пропуском в мир успешного бизнеса. Даже если этот бизнес запускать на столь густонаселенной ниве, как общепит. "Мы с супругой, как владельцы мастер-франшизы американской сети кафе замороженных йогуртов, планировали начать продавать пакет франчайзи в России не раньше декабря нынешнего года, – рассказывает Владимир Райх, управляющий партнер компании Tutti Frutti Frozen Yogurt в России. – Однако с момента открытия первой точки в Москве к нам стало поступать много предложений о сотрудничестве, особенно из регионов, и пришлось существенно ускорить решение этого вопроса".
Одна из основных причин такого спроса – у нас, как, впрочем, и во всем мире, любят американское. Американцы по-прежнему остаются законодателями моды и в еде: если что-то приживается там, значит, сработает и во всем мире. При этом изюминка кафе в том, что они относятся к такому формату заведений быстрого питания, как fast casual (родственные фастфуду, но с более изысканным и полезным меню). Сегодня такой формат очень востребован на Западе, но пока не слишком раскручен у нас, так что время для открытия было выбрано как нельзя кстати. Люди с удовольствием едят обезжиренные, низкокалорийные и витаминизированные замороженные йогурты со свежими фруктами и топпингами, предпочитая их более жирным и вредным сладостям.
Никакой самодеятельности
Главный плюс франчайзинга – работа в команде. Поэтому начинающему франчайзи в отличие от стартапера "большой брат" всегда поможет встать на ноги. "Франчайзер не просто передает права, но и обеспечивает комплексную поддержку предприятия, – поясняет Юрий Михайличенко. – Если на месте поначалу не идут дела, как правило, из головного офиса высылается "спасительный десант", задача которого – за 2–3 месяца обеспечить рентабельность нового бизнеса". Также в случае необходимости новые члены команды проходят обучение, имея возможность перенимать уже готовые бизнес-решения. Кроме того, новобранцы получают доступ к общей компьютерной инфраструктуре (сайт компании) и прочим общим системам, тем самым минуя массу расходов, актуальных для тех, кто стартует с нуля.
Безусловно, это приятный бонус от работы под одним брендом, однако нередко именно он становится причиной неудач. "Уже через год работы по франшизе у нас уже было около 60 городов-партнеров, – вспоминает Павел Коломин, основатель первого в России агентства для влюбленных "Дари поступок". – Мы провели 60 обучающих семинаров, в которые вложили не только все знания, накопившиеся у нас за время работы, но и душу. Переживали за развитие каждого региона, хотелось, чтобы партнеры как можно скорее начали зарабатывать свои деньги. Думаю, что эти тепличные условия расхолаживали некоторых и из-за этого снижалась активность работы. Поэтому есть города, с которыми мы прекратили сотрудничество". По словам Коломина, причины были разные. Кто-то недооценил свои силы, думал, что покупка франшизы – это лотерейный билет: достаточно просто стереть – и стоимость франшизы сразу окупится. Другие решили развиваться своим путем, пренебрегая корпоративными принципами. Когда же в итоге ничего не получалось, ответственность за неудачный старт пытались возложить на Москву.
Вообще одна из самых распространенных ошибок франчайзи – переоценка сил. Причем как франчайзера, на которого порой возлагаются слишком большие надежды, так и самого себя. В результате самостоятельность нередко заменяется на самодеятельность, что в данной бизнес-модели недопустимо. "Важно помнить, что вы не теряете свою независимость, как предприниматель, – отмечает Юрий Михайличенко, – но при этом четко подписываетесь под определенные стандарты ведения деятельности, принимаете вполне определенные правила игры". Именно поэтому, прежде чем покупать франшизу, стоит ответить самому себе на ряд важных вопросов. Будете ли вы получать удовольствие от работы? Готовы ли вы следовать всем стандартам и требованиям франчайзера? Поддержит ли вас семья?
Ну а чтобы не питать лишних иллюзий по поводу поддержки свыше, лучше заблаговременно узнать из первых уст, каковы условия обучения, проводятся ли семинары, предоставляются ли пособия, на каких условиях обеспечивается рекламная поддержка, какова процедура открытия предприятия. Нелишне будет выяснить, на каких условиях франчайзинговый договор может продолжать свое действие или может быть прерван, а также сколько франчайзи прервали договоры за последние несколько лет.
В ожидании чуда
Конечно, не стоит забывать и о национальной специфике ведения бизнеса, которая прекрасно проецируется на франчайзинг. Несмотря на то что в целом законодательная база, регламентирующая этот вид предпринимательства, неплохая, все же есть ряд чисто российских нюансов, тормозящих развитие. Прежде всего это отсутствие доступных кредитов и прочих финансовых инструментов, а также сложности с инфраструктурой и помещениями. Серьезной помехой остается непростая процедура получения разрешений на строительство, бюрократическая волокита с согласованиями и экспертизами, сложности с техническим присоединением к инженерным сетям, столь актуальные для регионов. Кроме того, по-прежнему не достигла должного уровня и лояльность потребителей, а иначе – безоговорочное доверие к раскрученному товарному знаку. "Мало просто открыть магазин под известным брендом, нужно еще и сформировать поток покупателей, обеспечить устойчивый спрос, – подчеркивает Юрий Михайличенко. – А вот с этим нередко и возникают проблемы. Люди в провинции лучше по старинке пойдут на рынок, где дешевле, аргумент более высокого качества продукции там не работает".
Еще один ментальный момент – недостаточная внутренняя мотивация. Хотя далеко ходить за вдохновляющими примерами успешного бизнеса уже не надо, а секреты франчайзинга широко и доходчиво транслируются, большинство из нас по-прежнему воспринимает бизнес по франшизе как некое чудо, основанное исключительно на везении. "В то же время в США любой военный или полицейский, который знает, что рано выйдет на пенсию, мечтает открыть собственную кафешку или лавочку, – говорит Михайличенко. – У него это просто заложено в крови, как нечто само собой разумеющееся. И именно это во многом помогает более уверенно двигаться к намеченной цели. Мы никогда не догоним развитые страны, пока не перестанем относиться к бизнесу в целом и франчайзингу в частности как к счастливой случайности, которая может произойти с кем угодно, только не с тобой".
Справка
Франчайзинг – способ организации бизнес-отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна из сторон (франчайзи) получает от другой (франчайзера) официальное разрешение на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели.