"Секрет" выяснил, как найти подходящих сотрудников для ночной смены и настроить их на добросовестный труд.
Наймите тех, кто всё равно не спит
Некоторым людям работать по ночам удобнее: студенты с радостью выйдут на работу в ночную смену, чтобы освободить день, совам лучше работается в тёмное время суток. Для таких категорий не придётся сильно стараться и создавать дополнительную мотивацию — у них уже есть своя. Некоторые западные компании пишут в объявлениях о вакансиях следующее: "Если вы не можете заснуть ночью, у нас найдётся для вас работа".
Важно найти сотрудника, который способен принимать самостоятельные решения. Ночью нет множества начальников, к которым можно обратиться, и приходится справляться самому — это мотивирует любителей ночной работы больше всего.
Смените часовой пояс
Швейцарская IT-компаний Open Systems сняла офис в Австралии и начала отправлять своих специалистов в полугодовые командировки в Сидней, чтобы служба поддержки работала круглосуточно, но все сотрудники работали только днём. В России 9 часовых поясов, поэтому за пределы страны можно не выбираться. Московским компаниям стоит поискать сотрудников из Владивостока, Магадана, Сахалина и других дальних городов.
"Нам хватило двух недель, чтобы понять главное: если консультанты работают в ночь, они считают это нереальным подвигом. Они допускали очень много ошибок, но считали, что им всё простят", — вспоминает основатель правового сервиса 48Prav.ru Александр Трифонов. Он нанял людей из Екатеринбурга и Владивостока и решил проблему с ночными сменами. Ночью сервису достаточно трёх онлайн-консультантов, поэтому на аренду офиса можно не тратиться — сотрудники работают из дома.
Материальная мотивация должна быть щедрой
По закону ночные сотрудники могут рассчитывать на доплату в 20%, но многие компании предпочитают быть чуть более щедрыми, повышая эту ставку до 30–40%. Это помогает привлекать не только новых сотрудников, но и мотивировать уже нанятых выходить в ночные смены. "Часто возникают ситуации, когда необходимо вывести дополнительный персонал в ночную смену, а это не всегда просто. Многие не готовы выходить даже за надбавку, предусмотренную ТК РФ", — объясняет территориальный менеджер международного кадрового агентства Kelly Services Кирилл Ерохин.
Кроме надбавок за каждый отработанный час можно выплачивать ежегодные или ежемесячные премии, а также включать ночные смены в систему мотивации компании. В Kelly Services действует программа "Лучший работник", где сотрудникам начисляются баллы за разные полезные действия — за ночную смену и экстренный выход на работу награда самая высокая.
Уделяйте ночной смене больше личного внимания…
Это ваш спецназ. Сотрудники ночной смены пропускают дни рождения, не всегда попадают на корпоративы, не участвуют в мозговых штурмах и общаются в замкнутом кругу. Покажите, что их идеи важны для команды, попробуйте один-два раза в месяц заглянуть в офис в ночное время и узнать, как идут дела, или устройте корпоративное соревнование.
В транспортной компании "Светлана-К" внедрение системы мотивации начали именно с ночной смены, хотя традиционно подобные мероприятия устраиваются для дневных сотрудников. Шестерых работников отдела клиентского сервиса разделили на две команды и полгода начисляли им баллы за наименьший процент ошибок при заведении заявки, проверку заявок друг друга и хорошие идеи по автоматизации работы отдела. Команда-победитель получила денежную компенсацию, а процент допущенных ошибок снизился до 0,2% от общего объёма заведённых заявок (около 400 000). Следующие на очереди в игру — дневные сотрудники.
…но подумайте и о других бонусах
Например, еда за счёт компании или скидки в столовой для дневных сотрудников приятны, но не необходимы. А ночью найти нормальную еду трудно, и для компании это не только возможность повысить лояльность сотрудников, но и инвестиция в их здоровье. Так, в офисе онлайн-сервиса для путешествий OneTwoTrip есть две оборудованные кухни, а ночным сотрудникам привозят ужины — салат и горячее.
Ещё одна проблема — транспорт. "В 2000 году мы выделяли сотрудникам, работающим в ночную смену, дополнительную компенсацию на проезд на такси. Этот инструмент не сработал, потому что сотрудники могли использовать компенсацию не по назначению, и чёткой ассоциации с заботой компании о сотруднике не прозвучало", — вспоминает директор по взаимодействию с функциями и регионами "Вымпелкома" Екатерина Смолева. В результате компенсацию заменили заказом такси — сейчас компания самостоятельно заказывает машины для 200 человек, работающих в ночь в центре поддержки клиентов "Билайна", и оплачивает расходы.
Позвольте сотрудникам отдохнуть
Согласно законодательству (ст.96 ТК РФ) продолжительность работы в ночную смену должна сокращаться на один час. Но многие компании позволяют своим сотрудникам отдыхать и во время смены, увеличивая количество перерывов или не настаивая на постоянной работе. "Мы не возражаем, если в ночную смену сотрудники играют в игру, установленную на корпоративном сервере, при условии что все заявки закрыты и обращений от клиента нет", — объясняет гендиректор компании — разработчика мобильных приложений "Грувител" Денис Царёв.
Рабочее место должно соответствовать потребностям ночных сотрудников. Например, многим нужна возможность помыться или вздремнуть после смены, особенно если утром они отправляются на другую работу или учёбу. Для ночных сотрудников атмосфера в офисе играет куда большую роль — за окном темно, город вымирает, а надо войти в рабочий ритм. Клиенты компании TruExit, организующей квесты, жаловались, что операторы встречают их ночью в плохом настроении, как будто совсем не рады видеть. Опросив операторов (8 человек), в TruExit выяснили, что в ночную смену сотрудники чувствуют себя в офисе менее комфортно, чем днём. Ситуацию помогло исправить обустройство комнаты для администраторов — мягкая зона, комнатные растения, дополнительное и более мягкое освещение. В такое помещение сотрудники будут приходить охотнее, чем в полупустой тёмный офис.