О том, как организовать собственный бизнес, не гоняясь за карьерными перспективами, в нашей рубрике "Секрет успеха" рассказала бывший владелец детского магазина "38 попугаев", а ныне генеральный директор фирменного магазина "Московского ювелирного завода" Елена Виноходова.
— Елена, у вас довольно удачно стала складываться карьера экономиста после окончания вуза. Но в определенный момент вы покидаете крупную региональную компанию ради старта собственного бизнеса с нуля. Как вам далось это решение?
— В определенный момент я задумалась: насколько совместимы работа в большой компании и семья. В крупной компании ты не распоряжаешься своим временем и у тебя строго ограничен функционал. Мне очень хотелось попробовать свои силы во многих вещах, особенно интересовал маркетинг. Так созрела идея сделать что-то свое, а мой декретный отпуск подтолкнул к этому.
— А не было боязни в моральном плане уйти со стабильной работы в малый бизнес?
— У меня никогда не было карьерных амбиций. Не могу сказать, что я вообще не амбициозный человек. Мне доставляет удовольствие испытывать уважение со стороны других людей, получать признание профессионалов, знать, что меня ценят начальство и подчиненные. Но построение карьеры в большой компании требует такой черты, как жесткость в принятии решении. А я не стремлюсь к власти в больших масштабах в любых ее проявлениях.
— После рождения сына вы решаете открыть магазин. Почему выбрали продажу именно детских игрушек?
— На тот момент, в 2005 году, в городе не было большого выбора игрушек. Была хорошая сеть магазинов "Гениальный малыш", но у них специализация на развивающих играх. Мне хотелось предложить игрушки, вызывающие радость у ребенка. Плюс к тому времени мы начали путешествовать и увидели, какое разнообразие товаров для детей есть в той же Москве, не говоря уже о загранице.
— Перед запуском магазина вы составляли бизнес-план, изучали местный рынок?
— Да, у меня все было очень серьезно. Я на практике воплотила все, что мы проходили в теории в АмГУ, с учетом опыта обучения в 2000 году по программе MBA при БГПУ, которое было организовано совместно с Портлендским университетом. Помог и маркетинговый опыт работы в двух крупных компаниях. Вплоть до того, что я заказывала профессиональное маркетинговое исследование для определения лучшего места расположения магазина: в торговом центре "Мега" или отдельно стоящем здании, тестировали название. Практически вышла дипломная работа.
— Оправдалось на практике то, что вы описали в бизнес-плане?
— Судя по тому количеству постоянных покупателей, что у нас были, — да. Но первый год был очень сложным с учетом бремени кредитов. Тогда цифры были намного ниже расчетных. Потом я поняла, что и этот старт был очень хорошим результатом, но при составлении бизнес-плана было более радужное настроение. Только к концу второго года работы стало получаться то, что задумала. А через пять лет наступил момент, который я называю эмоциональным выгоранием. Это было осознание того, что всего, что хотела, я добилась. В то время я родила второго ребенка, еще год совмещала работу и семью. Поэтому продала бизнес. Очень сложно совмещать воспитание маленького ребенка и работу. Я никак не поддерживаю тенденцию раннего выхода на работу молодых мам. Не осуждаю это, но не считаю приемлемым для себя.
— Почему выбрали именно продажу бизнеса, а не закрытие или внешнее управление, например?
— Для внедрения внешнего управления не те масштабы бизнеса. А закрыть означало похоронить дело. Для меня было очень важно, чтобы магазин продолжал работать. Это, наверное, женская такая позиция. Конечно, была и экономическая целесообразность продажи бизнеса, нежели его закрытие, но был и моральный аспект — душевное спокойствие, что начатое мной продолжит свою жизнь.
— Елена, поговорим о следующем вашем проекте — ювелирном магазине. Довольно удивительно, почему вы пришли именно на этот рынок, с учетом того, какая конкуренция и сколько игроков на нем появилось в последнее время в Амурской области.
— Здесь все было совсем по-иному. Решение об открытии ювелирного магазина по франшизе принимала не я, а мой супруг по предложению делового партнера. Они руководствовались тем, что "Московский ювелирной завод" — крупнейшая российская компания с собственным производством ювелирных изделий с многолетней историей. Сначала я помогала ему с точки зрения маркетинга и рекламы, но минимально, ведь бизнес открыт по франшизе. В итоге после выхода из декретного отпуска у меня были силы заняться чем-то новым, и благодаря моему управленческому опыту в сфере розничных продаж я стала руководителем фирменного магазина от "Московского ювелирного завода". Но надо сказать, что мы конкурируем с другими участниками рынка только в определенной нише — продаже изделий с бриллиантами и драгоценными камнями природного происхождения. А если сравнивать в принципе бизнес по продаже игрушек или ювелирных изделий, то для меня есть одно общее правило: важно продавать не что, а как — создать нужную атмосферу для покупателей и коллектива. А это не так просто, как кажется на первый взгляд.
— Если посмотреть на розничный рынок в Приамурье, то наблюдается тенденция прихода федеральных игроков в регион. Это можно заметить и на рынке детских товаров, обуви, одежды, бытовой техники, ювелирных изделий. Ваше мнение: не приведет ли это к тому, что в принципе региональные бренды, независимые местные магазины уйдут с рынка?
— Сложно сказать. Первое, что хочется ответить, — да. Поддержка мощного федерального бренда, обширная рекламная кампания делают свое дело. Но, с другой стороны, многие федеральные компании, тот же "Московский ювелирный завод", напрямую сами не открывают здесь магазины. Они опасаются заходить в столь отдаленные регионы из-за нашей специфики и делают это через партнеров-франчайзи. Если посмотреть с точки зрения моего первого опыта создания местного бренда "38 попугаев", могу сказать, что для развития имени на рынке требуется вложить немало средств и усилий. Работая под собственной маркой, человек вкладывает свою душу. Ни один федеральный бренд не будет этого делать, у них чисто финансовый подход: отработали год, не выдали нужную рентабельность — свернулись и ушли.
— Вы затронули тему региональной специфики, в чем она заключается?
— Например, невысокая плотность населения в регионе отражается при выборе канала рекламы. Я сейчас совсем отказалась от самостоятельного размещения рекламы на радио и телевидении, потому что при таком объеме информации о ювелирных компаниях сложно выделиться. Другая специфика связана со спросом. Так, у нас в регионе мало востребована услуга продажи сертифицированных бриллиантов по биржевой цене, хотя в европейской части России она пользуется большим спросом. Еще одна наша особенность — востребованность изделий без камней. Также на западе России в моде так называемое желтое золото, а в Амурской области оно не пользуется популярностью, больше продаются ювелирные изделия из белого либо красного золота.
— Елена, и в завершение, какие ваши профессиональные планы?
— Сейчас я занимаюсь своим любимым делом здесь — маркетингом и рекламой, и осуществляю общее руководство магазином. Удалось собрать слаженный и целеустремленный коллектив, поэтому мое активное участие не требуется. На данный момент у меня нет каких-то конкретных проектов в голове, но есть ощущение, что обязательно будут новые идеи и цели. Кстати, отдельное спасибо вам за тему рубрики "Секрет успеха", перед интервью я серьезно задумалась над значением слова "успех". И поняла, что составляющих успеха много, и он не зависит от масштабов бизнеса и публичности личности. Это приятно — ощущать себя успешным человеком.
Справка
Елена Виноходова родилась 15 октября 1977 года в Благовещенске. С отличием окончила сначала Благовещенский технологический техникум по специальности "бухгалтер", а в 2000 году — АмГУ по специальности "мировая экономика". Работала в компании "ДПК", затем "Интеграл", откуда ушла с должности и. о. начальника экономического отдела, открыв в 28 лет детский магазин "38 попугаев". После пяти лет управления собственным делом продала его. С 2012 года руководит региональным магазином "Московского ювелирного завода". Замужем, двое сыновей.