В нескольких тысячах километрах от Москвы разворачивается настоящая битва между сетями фаст-фуда. McDonald’s открывает ресторан в Томске, а рядом с заведением уже красуется билборд "KFC. Скоро открытие". Конкуренты бьются за вкусы и кошельки сибиряков — жителей обширной территории со сложной логистикой. О трудностях, с которыми McDonald’s столкнулась за Уралом, пишет Wall Street Journal.
Корпорация уже давно заглядывается на суровый регион. Осваивать Сибирь американская сеть начала в 2014 году — тогда открылось заведение в Новосибирске. Через год McDonald’s запустил крупный франчайзинговый проект с сибирским бизнесменом Александром Говором, который обещает вывести партнера в четыре региона за Уралом.
Однако McDonald’s — не первый и не единственный игрок в регионе. Его соперниками являются Yum Brands с сетью KFC и Restaurant Brands International с брендом Burger King. Сейчас под вывеской McDonald’s работает десяток заведений в сибирских городах. Присутствие KFC в Сибири на порядок заметнее: у полковника Сандерса 71 ресторан в 17 городах. Президент McDonald’s в России Хамзат Хасбулатов говорит, что открытие новых ресторанов в городах присутствия — не проблема, а необходимость. Таким образом компания оптимизирует операционные издержки и расходы на логистику.
Если в США сеть испытывает трудности из-за перенасыщения рынка и высоких затрат на оплату труда, то Россия рассматривается как перспективный, быстрорастущий рынок. Нефтяной бум привел к росту зарплат в стране и, хотя кризис повлиял на привычки россиян, потребители едят вне дома 2–3 раза в неделю, отмечает Хасбулатов. В свою очередь, McDonald’s удается удерживать рост цен ниже уровня инфляции. Популярности сети не вредят ни рейды Роспотребнадзора, ни протесты патриотически настроенных граждан.
Когда в сентябре открылся первый McDonald’s в Томске, к нему выстроилась очередь: за 24 часа сотрудники заведения обслужили 6 тысяч человек. Одновременно компания подчеркивает приверженность местным традициям: при подключении к бесплатному Wi-Fi пользователи видят сообщение о том, что McDonald’s использует российские продукты. Если в самом начале сеть импортировала 80% продукции, то сейчас отечественные производители обеспечивают ее на 85%. Это позволяет компании работать без оглядки на санкции и не зависеть от колебаний курсов валюты.
Впереди у McDonald’s еще более отдаленный регион — Дальний Восток. Выйти туда компании мешает отсутствие системы поставок, но даже такое серьезное препятствие не является непреодолимым. "Я не думаю, что это перспектива ближайших 5 лет, возможно, на горизонте 8–10 лет это станет более реалистичным", — заявлял осенью управляющий директор McDonald’s в России Алексей Семенов.