Книжные и ювелирные розничные сети по итогам 2011 г. оказались за пределами рейтинга INFOLine & Retailer Russia TOP-100. Если в прошлом году в список ста крупнейших розничных сетей России по версии ИД Retailer и ИА INFOLine вошли по одной сети от каждого сегмента, то в этом году ни одному из ритейлеров не удалось занять какую-либо позицию в ТОP-100. Аналитики уверены, что у книжных операторов уже нет шансов на попадание в рейтинг, а у ювелирных все зависит от того, появится ли на рынке игрок, способный консолидировать хотя бы 20% рынка, хотя в принципе все они находятся на грани вхождения в ТОP-100.

В ТОP-100 по итогам 2010 г. оказались ООО «Топ-Книга» (сети «Топ-Книга», «Книгомир») и «585». Первая компания заняла в рейтинге 95 место с выручкой 5,30 млрд руб и отрицательным темпом роста выручки 16,5%, вторая — 97 место с выручкой 5,26 млрд руб и темпом роста выручки 40,0%.

Оба ритейлера пережили в 2011 г. не самый благоприятный период в своей деятельности, что и отразилось на их показателях. В частности, «Топ-Книга» подверглась процедуре банкротства, а «585» была разделена ее собственниками на две автономные одноименные компании.

«585» выпала в этом году из рейтинга из-за своего разделения и последующего размывания выручки, — комментирует Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. — Для книг же уход из рейтинга и с рынка — эволюционный процесс. Если они и будут представлены в ТОР-100, то только благодаря своим онлайн-продажам, так как печатные тиражи снижаются, а от этого и выручка».

Кроме того, по мнению спикера, те игроки, которые остались в книжном ритейле, стремятся шире охватить рынок и все чаще представляют гибридные модели магазинов, как, например, «Буквоед» с его клубной формой работы и кафе для читателей.

С тем, что книжный розничный рынок в России не будет развиваться, согласен и Денис Котов, генеральный директор сети «Буквоед». «Пока культурные потребности и тренды не изменятся, в книжном сегменте других таких сильных игроков, как ОРС «Новый книжный Буквоед», не будет, — комментирует топ-менеджер. — Только мы сейчас можем оказаться в сотне крупнейших розничных сетей — если в следующем году порог вхождения в рейтинг останется на уровне 6 млрд руб, то мы в него точно попадем. Рано нас хоронить».

Спад в сегменте отмечают и в Российской книжной палате, представившей итоги деятельности книжной индустрии в первом полугодии 2012 г. Так, по данным РКП, с января по июнь этого года было выпущено 57 745 наименований книжной продукции в печатных единицах. В сравнении с аналогичным показателем предыдущего года рынок показал падение на 8,2%. Также снизился и размер среднего тиража — на 4,3% до 4 400 экземпляров.

Касательно ювелирного сегмента Иван Федяков сообщает, что в данный момент на нем нет лидеров и игроков, способных консолидировать хотя бы 20% рынка. Если такой игрок появится, он обязательно войдет в рейтинг.

По мнению же Алексея Феликсова, генерального директора управляющей компании «585» (сети «585» и «Золотой»), сейчас на ювелирном рынке страны достаточно много игроков, желающих и готовых развиваться. «Всем нам есть куда двигаться, ведь еще столько городов не освоено, — прокомментировал Алексей Феликсов. — Например, тот же Абакан нас удивил — население немногим более 150 000 человек, а мы там, запустив одну торговую точку, решили открыть еще две, так как пользуется спросом продукция. Точно также дела обстоят и у других ювелирных сетей — несмотря на угрозу кризиса, они с оптимизмом смотрят в будущее и стремятся развиваться».

При этом топ-менеджер отмечает, что некоторые мелкие ритейлеры все же начали сворачивать бизнес. «Нам поступают предложения о приобретении сетей, но мы не интересуемся такими вещами, лучше развиваться самим», — сообщил Алексей Феликсов.

По данным исследования РБК.research «Розничные ювелирные сети 2012», ювелирный рынок в 2011 г. превысил докризисные объемы почти на 30%. В 2012 г. продолжится тенденция роста цен на драгоценные металлы, что может увеличить рынок ювелирных украшений в денежном выражении на 16-17% в долларовом эквиваленте. При этом снижение покупательской активности вынудит производителей ювелирных украшений и дальше снижать издержки производства, создавать легковесные украшения, увеличивать объем выпускаемых изделий из серебра.

Полную версию рейтинга INFOLine & Retailer Russia TOP-100 читайте в новом номере Retailer Magazine. Спрашивайте в Ozon.ru!

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments