Бесспорный лидер по объему контрафакта в 2009 году — аудиовидеопродукция и программное обеспечение. В общем объеме их продукции на долю контрафакта приходится около 85%. Такие данные вчера обнародовала компания «Авента-Инфо», специализирующаяся в области интеллектуального права. В таможне в целом согласны со статистикой экспертов, в МВД — не во всем. Эксперты сомневаются, что в России начинается контрафактный бум, вызванный финансовым кризисом.
По данным аналитиков компании «Авента-Инфо», в период кризиса значительно увеличились шансы российских покупателей приобрести подделку. Группу риска возглавляют покупатели аудиовидеодисков и программного обеспечения. Здесь на контрафакт приходится около 85% от общего объема товаров, представленных на рынке, подсчитали аналитики. Таким образом, доля подделок здесь с 2007 года выросла почти в 2,5 раза. Около 70% одежды и обуви также являются подделками. На «левые» автозапчасти и алкогольную продукцию, согласно рейтингу, приходится более половины всех товаров — по 60%. Затем в порядке убывания идут: косметика (35%), лекарства (60%) и игрушки (7%).
Данные Федеральной таможенной службы (ФТС) оказались примерно схожи со статистикой аналитиков. Единственное расхождение — диски, которые в основном изготавливают на отечественных предприятиях оборонки. По данным ФТС, на первом месте среди задерживаемых контрафактных товаров — одежда и обувь, на втором — продукты питания, в основном кондитерские изделия и шоколад, далее — парфюмерия и косметика, табачная продукция, оптические носители информации, кожгалантерея, часы, бытовая техника, бытовая химия и фармацевтическая продукция.
«Наиболее часто в последнее время мы изымаем контрафактные товары с незаконно размещенной символикой «Сочи-2014», — рассказал РБК daily источник в ФТС. — В основном это майки, футболки, кофты, шорты, носки и кроссовки». Не так давно новороссийскими таможенниками был пресечен ввоз 127 тыс. пластиковых стаканчиков с надписью «SOCHI 2014» из Китая.
В МВД, в свою очередь, согласились не со всеми параметрами рейтинга аналитиков. «Цифра 60% контрафакта в алкоголе характерна разве что для республик Северного Кавказа, — рассказал РБК daily источник в департаменте экономической безопасности МВД. — В целом же по России эта доля не превышает 20—25%. — С дисками ситуация тоже спорная. УБЭПы регулярно изымают нелицензионную продукцию, но это не означает, что легальная продукция занимает только 15% данного сегмента рынка».
По мнению экспертов, аналитики перестарались в своих подсчетах, и сегодняшняя ситуация с контрафактом мало отличается от докризисной. «Те, кто покупал пиратские DVD, продолжит покупать их, — считает генеральный директор «Финэкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. — Среди тех же, кто покупал лицензионные, совсем небольшой процент переметнется в контрафакт. И это увеличение спроса будет компенсировано теми людьми, которые из-за отсутствия денег вообще откажутся от покупок пиратских DVD». В итоге эти все подвижки особо не повлияют на объемы контрафакта; за счет падения продаж оригинальных товаров немного изменится лишь доля контрафакта, заключил эксперт.