Рынок консалтинга в недвижимости под влиянием кризиса претерпел серьезные изменения. Основные игроки сумели удержаться на плаву, но механизмы работы с клиентами пришлось серьезно корректировать. Участники рынка отмечают, что заказчики стали ставить более сложные задачи, требовать глубокого анализа ситуации за меньшую цену и не прощают ошибок. Риск потерять репутацию в таких условиях еще больше возрос, подчеркивают эксперты.

Основных игроков рынка консалтинговых услуг в недвижимости в Петербурге насчитывается около десятка, еще для порядка двух десятков фирм эта деятельность не является основной и охватывает узкие сегменты. Самые заметные компании-консалтеры — GVA Sawyer, Colliers International, Knight Frank, Jones Lang LaSalle, АРИН, Praktis, Maris, NAI Becar.

По словам генерального директора Colliers International Николая Казанского, на волне роста рынков жилой и коммерческой недвижимости, притока инвестиций, большого количества новых проектов спрос на консалтинговые услуги был высок, но в конце 2008-го — начале 2010 года расходы на эти цели в компаниях серьезно сократились. Сейчас наблюдается тенденция к восстановлению, но на фоне низкого объема заказов уровень конкуренции высок — в тендерах могут участвовать пять-шесть компаний. Руководитель филиала Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге Андрей Розов подчеркивает, что уровень конкуренции серьезно зависит от сегмента рынка.

«Нельзя сказать, что какие-то компании в кризис умерли, но многие существенно сократили деятельность. При этом на рынке Петербурга АРИН стало более активным, в обеих столицах более заметными стали NAI Becar», — считает вице-президент GVA Sawyer по консалтингу Эвелина Павловская. Директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков добавляет, что под влиянием кризиса в компаниях произошли кадровые изменения, в некоторых случаях сменился собственник, появилась тенденция обзаводиться западным брендом или партнером.

По словам генерального директора Knight Frank St.Petersburg Олега Баркова, в кризис консалтинг в свои услуги стали включать девелоперы и генподрядчики. Директор департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерина Марковец говорит о том, что сокращения в консалтинговых компаниях и отделах маркетинга стройкомпаний привели к развитию фриланса в данной сфере.

Клиенты консалтеров в недвижимости, к которым относятся девелоперы и застройщики, соб­ственники объектов, инвестиционные компании и фонды, банки, государственные структуры, торговые сети, под влиянием кризиса стали более требовательными к содержательной части работ. «До кризиса нужны были бренд и формальное исследование», — говорит Игорь Лучков.

Заместитель директора консалтингового центра «Петербургской недвижимости» Ольга Трошева отмечает, что клиенты стали отдавать предпочтение компаниям с безупречным качеством услуг и большим портфелем реализованных проектов. Она отмечает, что интерес к консалтингу в недвижимости восстанавливается с начала 2009 года, первое время — с заказов на обзоры рынка. Николай Казанский подчеркивает, что сейчас клиенты все чаще обращаются с неоднозначными проектами. «Увеличилось количество запросов на изучение спроса, динамики продаж, оптимизацию стратегии существующих проектов, реконцепцию объектов», — говорит г-н Казанский.

Директор по развитию бизнеса ASTERA St.Petersburg Людмила Рева говорит, что популярна услуга экспертного анализа стоимости объекта или ставки аренды. По словам заместителя генерального директора «АФК-Аудит» Ксении Янковской, клиенты стараются включать в договоры пункты о бесплатной актуализации результатов, имеет место и давление для получения желаемого результата.

Руководитель практики земельного права, недвижимо­сти и строительства «Пепеляев Групп» Елена Рыжкова отмечает, что больше всего пострадала от кризиса форма взаимоотношений инвестора и девелопера, при которой инвестор вкладывал средства в проект, получая право на получение дохода от эксплуатации недвижимости и часть прав на нее. «Большая часть запросов к юристам сейчас касается стремления инвесторов выйти из таких взаимоотношений с минимальными потерями», — говорит она. По словам руководителя отдела недвижимости и инвестиций Института проблем предпринимательства Ирины Мошняковой, в настоящее время все чаще за правовой помощью обращаются владельцы недвижимости и земельных участков по вопросам, так или иначе связанным с принятием бизнес-решений, направленных на минимизацию рисков и проблем кризисного периода.

Директор по профессиональной деятельности Knight Frank St.Petersburg Николай Пашков отмечает, что в острую фазу кризиса цены на консалтинговые услуги снизились, но за эту стоимость клиенты хотели получить максимум работ. Игорь Лучков говорит о снижении цен с середины 2008 года в 1,5—2 раза. Услуги могут оплачиваться по фиксированной цене, возможна оплата почасовых консультаций, стоимость ряда работ рассчитывается в процентах от суммы сделки. «Концепцию развития одного и того же объекта можно заказать за 40 тыс. и за 2,5 млн руб., сроки варьируются от трех до 50 дней», — говорит Ольга Трошева.

По мнению председателя совета директоров консалтинговой группы «О.С.В.» Сергея Осутина, сегодня ошибка при разработке концепции проекта может привести к серьезным репутационным потерям. Это основной риск для консалтеров среди прочих рисков коммерческого предприятия. Существует опасность неприемки выполненной работы и неоплаты второй части цены договора (аванс обычно составляет 50%). «Но деньги всегда можно заработать, а репутацию восстановить сложно», — добавляет Николай Казанский.

Среди тенденций, которые говорят о дальнейшем росте рынка консалтинга в недвижимости, Ксения Янковская отмечает движение на рынке вторичного жилья, активность инвесторов на торгах, возобновление ипотечных программ. Директор департамента консалтинга и оценки недвижимости консалтинговой группы «Лаир» Светлана Чевдарь считает перспективным направлением в ближайшие годы консалтинг в сфере энергоэффективности и экодевелопмента.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments