Проблема с киосками печати стоит очень остро практически на всей территории страны. К ним постоянно предъявляются претензии — то не там стоят, то не тот дизайн, то не так оформлены документы…
В кое-каких регионах разрешительную документацию на киоски вообще выдают на полгода. И получается, что по истечении этого срока власти могут потребовать от предпринимателей свернуть торговлю. А ведь те рассчитывают свой бизнес на годы. Между тем, для того чтобы в эту отрасль пришли инновации и модернизация, нужна стабильность, хотя бы относительная.
При этом разрешение на установку или снос киосков дает только муниципальная власть, и хоть как-то повлиять на нее в этом смысле обычно невозможно. Конечно, лучше всего было бы выработать общие правила игры на федеральном уровне. Тогда и у местных чиновников было бы меньше поводов для отказов в установке киосков. Мы говорим об этом уже 20 лет, но пока дело не движется.
Есть еще одна давняя идея Роспечати и профессионального сообщества индустрии печати — юридически признать прессу и книжную продукцию нерекламного и неэротического характера социально значимым товаром на деле, а не на словах. Тогда распространители печати могли бы пользоваться льготами, которые нашим законодательством уже предусмотрены для такой продукции. Пока же они вынуждены работать на общих основаниях с торговцами пивом и табаком. Кстати, во многих странах мира пачку сигарет на улице можно купить только в киоске прессы, что, по нашему мнению, вполне рационально. Курильщиков от этого больше не станет, а вот прессу населению, глядишь, можно было бы продавать и подешевле, не обременяя ее разного рода побочными поборами.
Следует помнить и то, что распространением прессы преимущественно занимается малый и средний бизнес, который наше государство, вроде как, обещало поддерживать и развивать. Только на практике эта поддержка очень часто выглядит странновато. Например, в течение двух-трех последних лет налоговый пресс на распространителей периодики значительно вырос. К этому надо добавить "административные чудачества" на местах, вроде незаконного сноса и вывоза в неизвестном направлении киосков прессы в Саратове, искусственного банкротства ООО "Союзпечать" в Хабаровске, и далее по списку — перечень будет долгий. А ведь это — рабочие места, поддержка занятых в этой сфере людей, в том числе и пенсионеров. Я считаю, надо, наоборот создавать стимул для развития этого бизнеса. Почему бы, например, не разрешить продажу прессы о здоровье в аптеках и поликлиниках? А в точках продажи прессы в супермаркетах — расширить ассортимент изданий. Сейчас на этих прилавках представлены от силы сотня наименований, а ведь в России ныне официально зарегистрировано почти 70 тысяч наименований печатной периодики!
Ситуация с распространением прессы сказывается и на тиражах СМИ. Они падают. И дело здесь не столько в Интернете, сколько в том, что пресса малодоступна для населения. К слову, попробуйте купить свежую газету где-нибудь в селе или даже в небольшом городе. Уверяю вас, если это и получится, то не без труда. А ведь ее теоретически можно продавать в любом сельмаге, не быстрее же она портится, чем вареная колбаса. При этом из-за особенностей налогообложения доставка газет по подписке обходится дороже, чем их продажа в рознице. В первом случае налог на добавленную стоимость составляет 18 процентов, во втором — 10 процентов. Есть проблема со списанием тиражей. В большинстве стран это делается за счет расходов компании на себестоимость продукции, а у нас — за счет прибыли. Изменений в законодательство на этот счет Роспечать и медиасообщество не могут добиться уже лет десять, хотя где только за прошедшее время эта тема не инициировалась. Однако, воз и ныне там.
Бытует мнение, что печатную прессу вытесняет интернет, который мой компьютер упорно пишет с большой буквы — спрашивается, а почему бы тогда с такой же буквы не писать "паровоз", "автомобиль", "радио", "кино" или "телевидение". А если серьезно, то, во-первых, широкополосный доступ в Глобальную Сеть, по статистике, пока есть только у 10 процентов населения России. Не у всех есть компьютеры, не все ими владеют, особенно люди старшего поколения. Поэтому, согласно последнему опросу "Левада-Центра" 70 процентов информации наше население по-прежнему получает все-таки через печатную прессу. Интернет, конечно, важен. Но он полностью не заменит печать никогда и нигде. Да и выручка самих изданий от сайтов несоизмеримо ниже доходов от печатных изданий, даже если говорить обо всех "новых медиа". С этой проблемой еще не справился никто в мире, а, скорее всего, и не справится. Если же говорить о конкуренции с радио и телевидением, то здесь у печатной прессы тоже есть преимущество — серьезные аналитические статьи. Кроме того, не надо забывать о проблеме чтения, интерес к которому у молодежи стремительно падает год от года. А как без этого решать задачи инновационного развития страны и повышения качества образования? Ни телевидение, ни радио, ни даже Интернет в решении этой задачи серьезно не помогут. Так что остается одно — поддерживать прессу, книгу и печать вообще всеми доступными способами. Большинство из них, кстати, вовсе необременительны для бюджета, а требуют лишь здравого смысла и государственного подхода.