На Северо-Западе городами с высокой покупательской способностью считаются Череповец, Новгород, Мурманск, Псков, Вологда. При этом практически везде отсутствуют качественные торговые площади. Исключение составляет Калининград. "Этот город всегда имел поддержку федеральных властей, кроме того, он очень удобно расположен", — говорит гендиректор INFOLine Иван Федяков, отмечая, что там все хорошо и с качественными ТРК, и с международными брендами, представленными в торговых галереях. "В Калининграде сети массмаркет развиты сильнее, чем в других региональных центрах, причем сильными являются сегменты средний и средний плюс, что редкость для российских городов", — говорит директор департамента Esper Group Дарья Ядерная.
В Jones Lang LaSalleотметили, что хуже всего с обеспеченностью торговыми площадями в Пскове и Петрозаводске — 101 м2 и 96 м2 соответственно. Для сравнения, в Москве на 1 тыс. жителей приходится 276 м2 торговых площадей, в Петербурге — 335 м2, а, к примеру, в Праге — 626 м2 на 1 тыс. жителей.
"Девелоперы только-только начинают обращать внимание на небольшие города, качественных торговых центров в них единицы, а в некоторых нет вовсе. Соответственно, ретейлерам некуда "садиться". Естественно, что в каждом из этих городов первый крупный качественный торговый объект снимет сливки", — считает Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC.
"Лучше построить единственный крупный объект в небольшом городе, чем пятый по счету в городемиллионнике. Эффект будет одинаковый", — говорит гендиректор Colliers International Николай Казанский. Так, "Доринда Инвест" строит в Мурманске ТРК общей площадью 60 тыс. м2, его ввод в эксплуатацию запланирован в конце 2013 — начале 2014 г. В комплексе предусмотрено 150 магазинов. "По соглашению с администрацией Мурманска мы должны привести в город международные бренды, не представленные ранее", — рассказал руководитель проекта Николай Егоренко. По его словам, сейчас идут активные переговоры с потенциальными арендаторами.
Ретейлеры готовы идти в маленькие города, но отмечают нехватку площадей. Так, сеть электроники и бытовой техники MediaMarkt на Северо-Западе представлена только в Петербурге (пять магазинов). "Северо-Запад нам интересен, но основное препятствие для развития — недостаток подходящих торговых площадей", — сообщили в пресс-службе сети.
Продавцы вынуждены искать помещения на центральных улицах, где, как правило, сосредоточена вся торговля в небольших городах. Гендиректор ювелирных сетей "585" и "Золотой" Алексей Феликсов рассказал, что компания ищет площади на центральных улицах Архангельска под салоны "Золотой". Кроме того, в ближайшее время запланированы открытия в Пскове и Новгороде. Однако наиболее привлекательным городом на Северо-Западе Алексей Феликсов считает Калининград, отмечая, что рынок перспективен и отличается высоким потенциалом покупательского спроса. До конца июня там будет открыто три салона "Золотой". ГК "Связной" планирует в этом году открыть в регионах более 50 центров мобильной связи.