От Apple после смерти основателя корпорации Стива Джобса ждали провала. Напрасно: бизнес подорожал почти вдвое, новые iPhone 5 расходятся на ура. Но для этого Apple пришлось изменить систему управления и отношение к инвесторам.

«Я видел, как работает колбасный завод, где делают сосиски. С точки зрения производства это феноменально! Разве где-нибудь еще есть пример производства такого объема продукции за такое короткое время?», – делится впечатлениями с Bloomberg бывший вице-президент корпорации Apple Эви Теванян.

Есть, говорит он: в конце сентября Apple анонсировала новый iPhone 5 и уже к концу года обещает выпустить гаджет в розницу более чем в ста странах мира.

После смерти главы и сооснователя Apple Стива Джобса год назад отраслевые эксперты опасались, что корпорация не выдержит конкуренции, несмотря на заранее согласованную передачу управления бизнесом 50-летнему Тиму Куку, проработавшему в Apple к тому времени 13 лет.

Скептики ждали кратного обвала капитализации Apple на фоне ужесточения конкуренции на рынке смартфонов и планшетных компьютеров со стороны Google, Amazon, альянса Microsoft и Nokia и южнокорейской Samsung.

Но за год акции компании выросли на 76%: в четверг бумаги стоили $666,8 за каждую, бизнес стоит $625,1 млрд – сейчас это самая дорогая технологическая компания в мире.

Кук справляется лучше, чем ожидалось, признают теперь аналитики. «Тим поддерживает работу Apple и добавляет в нее новый импульс, хотя многие сомневались, что ему это удастся», – говорит Майкл Асим из Уортонской школы бизнеса.

«Подход к руководству Apple у Кука отличается от стиля Джобса. Он гораздо более открытый, – заметил аналитик Sanford C. Bernstein Тони Какконаги. – Возможно, он считает, что у него нет ответов на все вопросы, поэтому он готов прислушиваться к мнению других людей. Не думаю, что Стив делал подобное».

Сменив Джобса, Кук постарался сохранить старую команду менеджеров. Был единственный публичный спор: в конце июня Apple объявила об уходе Боба Мэнсфилда – старшего вице-президента по разработке аппаратного обеспечения, который проработал в компании 13 лет. Но инженеры из команды Мэнсфилда начали протестовать против назначения на его должность вице-президента по проектированию аппаратного обеспечения iPad Дэна Риччио, который, по их мнению, не обладал достаточным опытом. Чтобы урегулировать конфликт, Кук предложил Менсфилду дополнительную компенсацию деньгами и пакет акций, примерно на $2 млн в месяц, чтобы тот остался в компании в качестве консультанта, – конце августа Мэнсфилд решил остаться.

Ранее Кук также поехал в Китай, где выступил за повышение зарплат и безопасные условия труда для сотрудников Foxconn, на чьих мощностях осуществляется сборка гаджетов Apple.

Следующий шаг Кука был сделан в сторону инвесторов: весной компания объявила о выплате дивидендов (впервые с 1995 года).

Подход Кука отличается от стиля Джобса не только в отношении к сотрудникам и инвестбанкирам. Сооснователь Apple всегда сам рассказывал о новых продуктах, а Кук передал инициативу коллегам. На последней двухчасовой презентации iPhone 5 Кук взял слово всего на 11 минут, после чего о новом смартфоне рассказывали старший вице-президент подразделения iOS Software Скотт Форстал, старший вице-президент по промышленному дизайну Джони Айв и старший вице-президент по продуктовому маркетингу Фил Шиллер.

Но когда компании пришлось признавать ошибки в картографическом сервисе, разработанном под мобильную операционную систему iOS 6 (была представлена одновременно с iPhone 5), Кук взял ответственность на себя и извинился перед пользователями. Более того, в качестве альтернативы предложил использовать аналогичные сервисы компаний-конкурентов.

«Это немного необычно, но Кук заверил, что компания обеспечит клиентов лучшим сервисом, – добавлял Шо Ву, аналитик Sterne Agee. – И это хороший ход».

У Кука собственный стиль менеджмента, но пока корпорация продолжает реализовывать идеи Джобса. Apple не представила ни одного продукта, который был бы создан после смерти основателя. Под руководством Джобса Apple выигрывала за счет того, что создавала принципиально новые категории продуктов, такие как iPod и iPad. На сегодняшний день неясно, в каком новом для компании секторе она сможет успешно конкурировать. Одним из таких секторов может стать производство телевизионных приставок Apple TV. Корпорация ведет соответствующие переговоры с кабельными операторами, но соглашения пока не подписаны.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments