Офисы банков в Москве по занимаемым площадям опередили торговые сети. По количеству банковских офисов Москва давно могла бы претендовать на звание финансового центра мира, но сделать это не позволяет уровень финансовых услуг

В Москве банковские офисы занимают 23% торговых площадей. Об этом сообщается в обзоре компании Praedium Oncor International. Эксперты компании подсчитали, что значимые доли рынка занимают также магазины косметики и парфюмерии — 13%, магазины обуви — 11% и одежды — 7%. «С точки зрения числа банковских офисов Москве уже давно пора превратиться в мировой финансовый центр», — заявил BFM.ru начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. «Насыщенность столицы банковскими офисами даже чрезмерна, однако важно не столько количество, сколько качество банковских услуг и цена банковских продуктов. Что касается последних двух показателей, то Москве до мирового финансового центра еще расти и расти», — считает Осадчий.

В банковской отчетности есть графа — расходы по арендной плате. За 2009 год все банки России истратили на аренду офисов 72,5 млрд рублей, или больше 2 млрд долларов. На Москву приходится более половины всех банковский офисов в стране, стало быть, в Москве на аренду помещений кредитные организации тратят около 1 млрд долларов в год. Исходя из средней ставки арендной платы — примерно 500 долларов за 1 кв. метр и площади банковского отделения примерно в 200 кв. метров, можно посчитать, что только в одной Москве работает более 10 тысяч точек финансового обслуживания.

Формат банковского офиса после кризиса несколько изменился: если раньше банки много денег и внимания уделяли своему офисному имиджу, то есть искали особняки и помещения в монументальных зданиях с мрамором и хрустальными люстрами, то сейчас кредитным организациям интересны объекты, рассчитанные на клиентское обслуживание: небольшие отделения площадью 100–200 кв. метров, а также 50-метровые площадки (так называемые стойки) в торговых центрах и в других местах массового скопления людей. «Наш банк долгое время держал отделения в магазинах крупной российской торговой сети, и они были, в целом, убыточны. Когда мы перешли на формат стойки, предлагающий кредитные карты в крупных торговых комплексах, тут же стали получать прибыль», — рассказал BFM.ru на условиях анонимности вице-президент крупного розничного банка.

«Процесс облегчения помпезности банковского офиса, отказ от позолоты на кованых дверях, смещение в сторону прозрачности действий персонала офиса и повышение дружелюбности этого персонала по отношению к клиентам начался в России летом 2004 года. Тогда в ходе локального кризиса ликвидности в трех-четырех банках вся кредитная система поняла, что надо быть ближе к тому массовому клиенту, который за сутки, поддавшись панике и слухам, может снять с банковских счетов миллионы рублей. Тут поневоле банкам пришлось задуматься о том, что надо быть ближе к каждому клиенту», — говорит директор по развитию маркетингового агентства IQ Ольга Белобровцева.

Партнер BDO, национальной аудиторско-консалтинговой группы компаний, в России Ирина Вишневская отметила, что после кризиса 2010 года уменьшилась площадь офисов в рамках стратегии снижения издержек, и они стали более функциональны — в них появились дополнительные возможности для клиентов, для их самостоятельного обслуживания, в том числе интернет-пункты, банкоматы. «Помещения более экономичного формата выбирают те банки, которые в качестве стратегии развития выбрали ритейл, расширение работы с физическими лицами, поскольку, по оценкам банковских экспертов, это наименее рисковый и быстро оборачиваемый сегмент. Отсюда вполне понятно, что они выбирают такие места, где наивысшая проходимость их потенциальных клиентов», — говорит Ирина Вишневская. По ее словам, сейчас улицы пестрят рекламой банков, которые готовы разместить средства физических лиц на депозиты с высокими ставками доходности, а также готовы кредитовать физических лиц, соответственно, банкам, рекламирующим такие услуги, нужно обеспечивать максимальную доступность и комфортность расположения своих офисов и отделений, отмечает специалист.

Разветвленные банковские розничные сети будут, вероятно, вымирать по мере совершенствования банковских технологий, развития сетей терминалов и платежей через Интернет, говорит Максим Осадчий. Соответственно, будет сокращаться и количество банковских точек продаж. Конечно, сейчас перевести все банковские услуги на терминалы и в Интернет невозможно — сказываются и ментальность населения России, особенно отсутствие привычки у людей старшего возраста платить через терминалы (не говоря уже об Интернете), и вопросы уровня защиты интернет-платежей, и определенные законодательные барьеры, отмечает Максим Осадчий.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments