В центральной части страны стремительно развивается автоматизированная торговля (вендинг), в Москве даже ведутся переговоры по установке полноценных роботизированных магазинов.
Тогда как в регионах насыщенность торговыми аппаратами еще низкая, там бизнес только начинает осваиваться. Эксперты рассказали "РГБ", что отраслевые компании рассматривают происходящее в новом для себя векторе развития и уверены, что будут появляться новые точки для торговли. "Вендинг — это малый бизнес, который даже в условиях экономической неопределенности будет развиваться. Как правило, в кризис происходит переориентация потребительского спроса в сторону менее дорогих товаров. Сегодня россияне стараются на всем экономить и присматриваться к товарам из автоматов, которые в разы дешевле магазинных и ориентированы на массовый сегмент", — считает Серго Григорян, председатель отраслевого отделения по торговым автоматам "Деловой России".
Впрочем, в первом квартале 2015 г. вендоры значительно снизили активность, хотя в этот период спрос упал во всех сферах торговли. "Люди опасались вкладывать деньги в бизнес и ждали, что произойдет дальше. Во второй половине первого квартала ситуация начала стабилизироваться вплоть до того, что в июне обороты производства сравнялись с докризисными", — констатирует Татьяна Шубина, представитель VendShop.
Крупные вендоры-производители отмечают, что их поставки в регионы являются основными источниками дохода. Рост рынка на местах практически безграничен, тогда как столица уже заполнена автоматизированным оборудованием. "Темп развития вендинга в регионах ускоряется. Самыми популярными местами размещения торговых автоматов по-прежнему являются учебные заведения, вокзалы, аэропорты, бизнес и торговые центры, гостиничные и развлекательные комплексы", — рассказала Татьяна Шубина.
По ее словам, региональный вендинг может развиваться еще быстрее, но пока есть проблемы с поиском мест. "Арендодатели, в силу привычки к традиционному типу торговли, отдают предпочтение палаткам и киоскам, которые занимают большую площадь и готовы заплатить за нее арендную плату. Также на развитии бизнеса сказываются опасения вендоров, как местные жители будут воспринимать современные торговые точки, будет ли продукция из автоматов пользоваться спросом", — сообщает Шубина.
Эксперты прогнозируют вендинг-рынку не только стабильность, но и годовой прирост. Такая ситуация не может ни привлечь новых игроков, тем более вход на рынок по-прежнему остается легким.
По словам Сергея Рака, руководителя комитета по потребительскому рынку Московского отделения "ОПОРЫ России", в нынешних условия властям нужно задуматься о создании новых рабочих мест и трудоустройстве граждан, а не ставить на улицах торговые автоматы. "Недавно было принято решение установить на улице города 20 вендинговых автоматов "Все сам" по продаже газет, мороженого, хлеба, бытовых услуг, овощей и фруктов, молока. Не ясно, какая экономика таких киосков-роботов и на каком основании они будут стоять в том или ином месте", — заметил Сергей Рак.