Открывшись два месяца назад на 12 000 кв.м., первый российский аутлет «Модаполис», планирует расширение площади и увеличение ассортимента. До конца 2014 г. в Москве и Санкт-Петербурге должны  начать работу четыре аутлет–центра. Аналитики уверены, что время аутлетов, наконец, пришло в Россию, однако ритейлеры относятся к этой идее скептически.

 «Модаполис аутлет» начал работать 15 декабря 2010 г. в Москве. Он занял 12 000 кв.м. в помещении на территории «Крокус Сити».  
В ассортименте представлены одежда, обувь и аксессуары из прошлых коллекций от 40 брендов. В 2011 г. компания планирует увеличить количество брендов в магазине  до 100, а торговую площадь с 12 000 кв. м. до 30 000 кв. м.
 
«Закупки мы делаем через фабрики в Италии, у которых огромное количества стоков, — рассказала представитель «Модаполис аутлет» Виктория Егорова. — Средняя скидка на качественный сток при закупке на фабриках составляет 50% от цен EX-WORK. У фабрики есть 100% кондиционный товар, он отобран и продается со скидкой 50%. Если  покупать товар вперемешку с браком, то скидка будет больше. Но мы непосредственно этим не занимаемся и не покупаем бракованные товары», — добавила Виктория Егорова.

По данным компании, проблем с дистрибьютерами брендовых марок одежды в России у «Модапаполиса» не возникает. При закупке у производителя аутлет получает право на продажу стоков на территории России.

 До конца 2014 г. в Москве и Санкт-Петербурге должны открыться  четыре аутлет–центра. Аналитики уверены, что время аутлетов, наконец, пришло  в Россию

 В России научились покупать

До последних лет в России вообще не велся разговор о строительстве аутлет–центров. Крупные города застраивались большими торговыми мультибрендовыми центрами.

Первые попытки запустить такой формат в стране появился около пяти лет назад. В 2006 г. итальянская компания Margheri Group планировала построить под Петербургом первый аутлет «Невский колизей» и привлечь в него не представленные   в России бренды. Планам помешал кризис 2008 г.  и проект площадью 300 000 кв. м  так и не был реализован.

Аутлет – центр или аутлет – это формат торгового центра, который специализируется на продаже брендов одежды со значительными скидками. Аутлеты подразделяются на два типа: factory outlet — центры распродаж залежавшегося на фабриках товара и outlet-mall — центры распродаж залежей товара из бутиков и брендовых магазинов. Аутлеты могут быть как мультибрендовыми, так и монобрендовыми.

Первые аутлеты появились в Америке. В 1936 г. производитель мужской одежды Андерсон-Литтл открыл первый аутлет «Фэктори Аутлет», а в последствие создал в стране целую сеть аутлетов. Уже тогда они располагались не в центральных районах города, а далеко за их пределами. Самый настоящий бум по уцененным вещам начался в Америке уже после Второй мировой войны. Вслед за Америкой аутлеты стали появляться в Великобритании, Франции, Италии.

Fashion House Development планирует до 2012 г. реализовать проект аутлет – центра площадью 40 000 кв. м. около аэропорта Шереметьево, а также  аналогичный проект площадью 37 000 кв.м. около аэропорта «Пулково» в Санкт-Петербурге. Брендон О’Рейли (Mr. Brendon O’Reilly), управляющий директор  Fashion House Development, считает, что в ближайшие пять лет в России появятся как минимум 20 аутлет — центров.

В 2012 г. также планирует завершить строительства аутлет-центра   во Всеволожском районе Ленобласти петербургская компания «Уткина Заводь девелопмент». В ходе реализации данного проекта  компания наладила сотрудничество  с европейским оператором аутлет-центров Freeport. Общий объем инвестиций составили 45 млн евро. 

До конца 2011 г. компании Hines и «Белая Дача»  планируют запустить  Outlet Village Belaya Dacha площадью 38 000 кв.м. в районе Котельники (Москва).  Объем инвестиций составит около $160 млн.

Одной из основных причин отсутствия в России аутлетов президент компании GVA Sawyer (является местным девелопером проектов, реализуемых  Fashion House Development ) Вера Сецкая считает боязнь западных операторов российского рынка. «Аутлет–центр должен управляться знающим оператором, который держит связь с производителями товаров и который способен привлечь производителей в эти центры. Таких операторов с громкими именами в Европе очень мало. И они всегда относились с осторожностью к нашему рынку.  По сути, торговые форматы в России  развиваются только последние 10 лет», —  добавляет Вера Сецкая. 

Говоря об аутлетах важно отметить, что степень доходности этого бизнеса очень высока. По словам Веры Сецкой, доходность аутлетов превышает 30% IRR и может быть еще выше: «По словам устроителей проекта Outlet Village Belaya Dacha, уже сейчас все площади центра сданы в аренду и по ставкам, которые превышают те, которые закладывались в изначальном плане».

Как  пояснили в группе компаний McArthurGlen, которая одна из первых стала создавать аутлеты в Европе, плата за аренду в их аутлетах чаще всего основывается на товарообороте. «Поэтому менеджмент аутлета является гораздо эффективнее, нежели менеджмент обычного торгового центра, в которых магазины брендов находятся для заполнения существующих пустот», — подчеркнули в компании.  Безусловно, ежегодный доход от одного аутлет – центра выше, чем доход розничной сети. 

По словам Арсения Красневского, представителя проекта «Распродажа. Ру» (крупнейший интернет-проект, посвященный скидкам, акциям, дисконтам и распродажа) успех аутлетов  у потребителей в Москве и Петербурге, будет напрямую зависеть от ценообразования в представленных магазинах, особенно  это будет касаться товаров класса люкс: «В дисконтных торговых центрах представлено сильно ограниченное число брендов, причем ценообразование в таких магазинах зачастую оставляет желать лучшего. На сегодняшний день цены в дисконтных магазинах люксовых брендов не являются привлекательными для потребителей в классическом понимании «дисконта». На фоне сохранения повышенного спроса на эту продукцию, дистрибьюторы не готовы сильно снижать цены на остатки прошлогодних коллекций»  

Нужны ли аутлеты ритейлерам?

Сегодня почти все крупные дистрибьюторы одежды сегмента luxury  в России управляют собственными  дисконтными центрами, например у Mercury  есть формат недорогих аутлетов  TSUM Outlet,  у Bosco Di Ciliegi – «Остатки Сладки», у Podium –   дисконт-магазины Podium Vintage.

Аналитики рынка разделились в оценках привлекательности аутлет–центров именно для российских ритейлеров. Как отмечает сотрудник отдела маркетинга Fashion Consulting Group Анна Карапетян, в связи с тем, что все эти компании владеют эксклюзивными правами на продажу марок, то они  реализуют в своих дисконтах непроданный товар прошлых сезонов, а на дополнительные аутлет-центры у них просто может не хватить товара. «Однако на российском рынке наблюдается рост сетей, которые выходят на рынок самостоятельно без поддержки партнеров, у  них уже отточена система продаж в аутлетах, — считает эксперт.

Ведущий консультант «Магазин магазинов» в ассоциации с СB Richard Ellis Нармина Горина уверена, что если розничная компания активно развивается,  то она сталкивается с проблемой остатков, а значит, для нее формат аутлет-центра актуален.

«Аутлет-центр дает, в первую очередь, возможность для производителей и торговых операторов реализовывать избытки продукции, контролируя этот процесс, не нарушая целостность бренда за счет низких цен. Кроме того, этот формат торговли открывает для бренда новые рынки сбыта, создавая потенциал для продаж продукции торговой марки, поскольку целевая аудитория аутлет-центра и обычных магазинов отличается», — замечает Нармина Горина.

По словам эксперта формат аутлет-центра предполагает наличие в одном месте множества аутлетов различных марок. И соседство с аутлетами известных международных брендов может создать  дополнительную привлекательность такого центра для российских компаний.

Российские ритейлеры также неоднозначно оценивают перспективы реализации своей продукции через аутлеты.
Директор Креативного центра корпорации Sela Андрей Бурматиков предполагает, что формат аутлетов может понравиться российским покупателям, но вот участие Sela   в этом бизнесе пока неопределенно.

«Принципиально  нам интересно иметь магазины в центре с большим трафиком. Вопрос – условия аренды. У  нашей компании четыре собственных  дисконт магазина, и они справляются с остатками в розничной сети, — пояснил Андрей Бурматиков. — К тому же немаловажным фактором в построении этого бизнеса  является транспортная доступность аутлета, что в россисйких реалиях не всегда возможно. К сожалению, сегодня даже в 10-20 км от Москвы  достаточно сильный трафик, что затрудняет привлекать большой поток покупателей.  И конечно, стоимость аренды  земли  в непосредственной близости от столицы по-прежнему достаточно высока», — заключил Андрей Бурматиков.

Крупнейший российский ритейлер Bosco на данный момент так же не нацелен на реализацию своей продукции через аутлет – центры.

«Наша компания не пойдет в аутлеты, так как это не наш принцип индивидуальной  и адресной работы с клиентом. В формате аутлетов этого не предусмотрено. К тому же, у нас  нет такого объема товарных запасов. Мы прекрасно сами справляемся с этой задачей внутри компании. В целом же, успешность таких проектов в Москве очевидна, поскольку рынок пока не насыщен в этом сегменте», — пояснили в пресс – службе Bosco.

В заключении отметим, что в «Модапоис  аутлет», который уже функционирует на территории Москвы, продукция российских ритейлеров не представлена, однако, как отмечал в интервью СМИ генеральный директор проекта Александр Федоров, интерес покупателей к аутлету все равно очень заметный.  

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments