Одна из крупнейших в мире продуктовых сетей Auchan продолжит свою работу в Украине без локального партнера — сети "Фуршет". Эксперты говорят, что украинская компания помогала французскому ритейлеру в решении земельных вопросов, но сейчас Auchan вполне может продолжить развитие самостоятельно.
Компании Auchan и "Фуршет" прекратили сотрудничество по развитию сети гипермаркетов в Украине, сообщил в пятницу агентству "Интерфакс-Украина" директор по недвижимости компании "Иммошан Украина" (входит в Auchan Group) Филипп Бертере. "Два наших совместных предприятия закрыты. Auchan уже самостоятельно развивается в Украине. Наше сотрудничество ограничивается тем, что Auchan владеет долей в сети супермаркетов "Фуршет"",— заявил менеджер.
Комментировать подробности решения компании господин Бертере в общении с "Ъ" отказался, отметив, что его сообщение было неверно истолковано, не уточнив, правда, в чем именно. Однако источник на финансовом рынке подтвердил информацию о том, что группа выкупила у "Фуршета" и его совладельца Игоря Баленко доли в совместных предприятиях еще летом этого года. В "Фуршете" от комментариев отказались.
Auchan Group вышла на украинский рынок в 2007 году, купив 21% акций "Фуршета" за $112 млн. Тогда же были созданы два совместных предприятия: "Ашан Гипермаркет Украина" (в нем 66% принадлежало Auchan, "Фуршет" и господин Баленко получили 19% и 15%), которое занималось развитием гипермаркетов, и "Иммошан Украина" (50% — Auchan, 40% — господин Баленко, 10% — неназванный финансовый партнер), которое занялось строительством сети торговых центров.
Auchan сейчас занимает пятое место в Украине по продажам среди розничных сетей, выручка компании в 2010 году составила 6 млрд грн (данные за 2011 год не представлены), отмечают в консалтинговой компании GT Partners Ukraine. Французская сеть развивалась на украинском рынке быстрее других западных операторов, работающих в формате гипермаркетов. С открытия весной 2008 года первого магазина в столице она расширилась до восьми гипермаркетов (четыре в Киеве, по одному во Львове, Запорожье, Кривом Роге и Донецке). Для сравнения: немецкая сеть Metro C&C за последние три года открывала по одному магазину (до 16 тыс. кв. м), делая упор на магазины небольшого формата "Metro База" (до 2 тыс. кв. м). А сеть гипермаркетов Real, входящая в Metro Group, представительство которой работает в стране с 2007 года, насчитывает только два магазина. Из отечественных компаний более динамично, чем Auchan, развивается сеть Novus, которая за прошлый год открыла четыре гипермаркета.
Немалую роль в развитии Аuchan в стране сыграл "Фуршет", считает директор департамента торговой недвижимости Colliers International в Украине Наталия Кравец. По ее информации, украинская компания брала на себя решение вопросов по земельным участкам и административным делам. Впрочем, источник "Ъ" в одном из партнеров Аuchan утверждает, что причиной разрыва сотрудничества с "Фуршетом" было невыполнение договоренностей об урегулировании земельных вопросов. В частности, "Иммошан Украина" до сих пор не оформила право собственности на участок, на котором был открыт самый первый магазин сети — в Киеве, на Московском проспекте.
Сейчас Auchan вполне сможет продолжить развитие и без "Фуршета", полагает директор инвестбанковского подразделения ИК "Тройка Диалог Украина" Алексей Ращупкин. "Локальный партнер был нужен французам на начальном этапе,— говорит эксперт.— Теперь компания закрепилась в Украине, стала достаточно известной и сама сможет улаживать административные вопросы". Впрочем, в октябре генеральный директор "Ашан Украина" Жерар Гале объяснял отсутствие планов по открытию новых гипермаркетов в 2013 году именно проблемами с согласованием документации по земельным участкам.