Последние несколько лет на ритейл-рынке Украины сохранялась интрига: кто будет крупнейшим игроком, или обгонит ли днепропетровская сеть АТБ столичную Fozzy Group. В 2013 году АТБ удалось завоевать лидерство. Такие данные содержатся в рейтинге топ-30 FMCG-ритейлеров Украины по товарообороту, подготовленном исследовательской компанией GT Partners Ukraine.
"Это было неизбежно: уже несколько лет АТБ является локомотивом роста сетевой розницы, — комментирует генеральный директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля. — По нашим данным, суммарный оборот концерна превысил оборот Fozzy Group примерно на миллиард гривен". При этом Гугля отмечает, что и АТБ, и Fozzy росли быстрее рынка и продолжали увеличивать отрыв от остальных его участников.
Тенденция 2013-го — резкое увеличение количества "магазинов у дома" и минимаркетов. "Они относятся к наиболее стрессоустойчивому сегменту, поэтому ритейлеры активно развивают это направление", — объясняет Гугля. Количество супермаркетов в Украине за прошлый год выросло на 28%, до 2045 торговых точек.
Практически у всех крупных сетей увеличился товарооборот, за исключением тех, кто покинул украинский рынок. Объявила об уходе из Украины российская сеть "Перекресток", часть магазинов продала группа Spar, не удалось закрепиться на рынке супермаркетам Real. Все эти торговые точки приобрели более удачливые конкуренты — активно развивающаяся сеть Varus купила 10 магазинов Spar в Днепропетровске и 13 точек "Перекрестка" в Киеве, восточноевропейские маркеты Real, принадлежавшие Metro Group, перекупила другая международная группа — Auchan.
Этот год, учитывая оккупацию Крыма, напряженную ситуацию на востоке страны и падение доходов населения, будет не столь удачным для ритейлеров. "Давать прогнозы на 2014-й — дело неблагодарное, слишком многое и слишком быстро меняется", — рассуждает Игорь Гугля. Наибольший прирост покажут сети, сделавшие ставку на неорганический рост: резко увеличится оборот у Varus — за счет присоединения к сети сразу 23 магазинов. Нарастит оборот Auchan — после нескольких лет относительного затишья сеть намеревается открыть сразу несколько магазинов, плюс французской сети достались два украинских гипермаркета поглощенной сети Real. Гугля предполагает, что Auchan по итогам 2014-го может войти в тройку лидеров, потеснив другого международного игрока — Metro Cash & Carry Украина.
ЛІГАБізнесІнформ проанализировала достижения лидеров рынка за 2013 год.
Топ-10 украинских ритейлеров по товарообороту
Концерн АТБ
Оборот — 27 млрд грн (без НДС)
Количество магазинов — 829
Новых магазинов в 2013-м — 143
Основные достижения в 2013-м — выход в лидеры рынка по обороту, поддержание темпов роста сети.
Риски 2014-го — возможная потеря крымских торговых точек, нестабильность на востоке страны, где у АТБ много магазинов.
Fozzi Group (Fozzi, Сільпо, Фора)
Оборот — 26 млрд грн (оценка GT Partners Ukraine)
Количество магазинов — 452
Новых магазинов в 2013-м — 42
Основные достижения в 2013-м — сохранение темпов роста оборота, успешное освоение новых рынков.
Риски 2014-го — возможная потеря крымских торговых точек.
Metro Cash & Carry Украина
Оборот — 850 млн евро за 9 месяцев 2013 года
Количество магазинов — 31
Новых магазинов в 2013-м — 0
Основные достижения в 2013-м — увеличение объемов продаж, удержание позиций на рынке, продажа сети Real французскому Auchan.
Риски 2014-го — потеря двух крымских гипермаркетов, переданных в управление российскому подразделению Metro Group.
Ритейл Групп (Велика Кишеня)
Оборот — 6,2 млрд грн
Количество магазинов — 106
Новых магазинов в 2013-м — 14
Основные достижения в 2013-м — сокращение затрат на логистику после заключения соглашения с компанией Евротэк, внедрение инновационных проектов.
Риски 2014-го — усиление конкуренции.
Auchan Украина (Ашан)
Оборот — 6 млрд грн
Количество магазинов — 10
Новых магазинов в 2013-м — 2
Основные достижения в 2013-м — открытие новых гипермаркетов в Киеве и Одессе на базе купленной материнской компанией сети Real, рост выручки.
Риски 2014-го — потеря открытого в феврале этого года гипермаркета в Симферополе, переданного российскому подразделению Auchan.
Фуршет
Оборот — около 5 млрд (примерные данные)
Количество магазинов — 106
Новых магазинов в 2013-м — 3
Основные достижения в 2013-м — сокращение убытков по итогам года на 37%.
Риски 2014-го — замедление темпов роста сети, падение выручки, судебные споры с кредиторами — Райффайзен Банк Аваль, коллекторским агентством "Финансовые инициативы" и другими.
Амстор
Оборот — 4,9 млрд грн (данные за 2012 год)
Количество магазинов — 32
Новых магазинов в 2013-м — 3
Основные достижения в 2013-м — открытие первых двух супермаркетов в Киеве, появление новой точки в Днепропетровске, ребрендинг магазинов в Донецке и Запорожье.
Риски 2014-го — сложная ситуация на востоке страны, возможные проблемы с освоением нового формата "магазин у дома".
Группа ЭКО (Эко-маркет)
Оборот — 4,32 млрд грн
Количество магазинов — 104
Новых магазинов в 2013-м — 14
Основные достижения в 2013-м — преодоление психологического барьера в 100 торговых точках, стабильный рост выручки, увеличение прибыли в первом полугодии вдвое по сравнению с 2012-м.
Риски 2014-го — общие негативные тенденции на рынке.
Таврия В (Таврия В, Космос)
Оборот — 4 млрд грн
Количество магазинов — 57
Новых магазинов в 2013-м — 5
Основные достижения в 2013-м — фактическая монополия в Одессе, успешная экспансия в Киев и Хмельницкий.
Риски 2014-го — напряженность в южных областях Украины, закрытие магазина во Львове.
Varus
Оборот — свыше 2,5 млрд грн (оценка GT Partners Ukraine)
Количество магазинов — 43
Новых магазинов в 2013-м — 4
Основные достижения в 2013-м — успешные переговоры о поглощении 10 магазинов Spar и 13 магазинов "Перекресток".
Риски 2014-го — возможные трудности с развитием сразу 23 новых маркетов.