Суд по интеллектуальным правам на этой неделе подтвердил незаконность использования товарных знаков, похожих на бренд "Дикси". Ранее Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) по жалобе ретейлера потребовала от нескольких московских компаний отказаться от использования похожих названий. В ведомстве увидели в действиях клонов недобросовестную конкуренцию.

Кстати, кроме запрета на использование таких вывесок, по закону предусмотрен штраф в размере от 1% до 15% суммы выручки правонарушителя.
В общей сложности нарушителями прав "Дикси" были признаны девять юридических лиц, которые работали под брендами, похожими на "Дикси". Среди них, например, ООО "Диксика" и ООО "Диксика 24". В ФАС подчеркнули, что все нарушители добровольно устранили нарушения и выполнили все требования антимонопольщиков.
 
Та же "Диксика" (25 магазинов в Москве и Подмосковье, по данным сервиса 2GIS) сменила название, и теперь ее магазины используют незамысловатую вывеску "Универсам". При этом на сайте компании сеть по-прежнему называется "Диксика". Представители компании от комментариев отказались.

В самой ГК "Дикси" говорят, что попытки полного или частичного копирования фирменных атрибутов "Дикси" периодически случаются. Так, в середине февраля 2014 г. "Дикси" через суд взыскала с одного из городских торговых предприятий Иркутска 1 млн руб. компенсации за незаконное использование товарного знака сети. Также суд запретил иркутскому магазину использовать слоган "Просто. Рядом. По-соседски".

Магазины-клоны крупных ретейлеров открываются в основном в тех регионах, до которых федеральные сети еще не дошли. Например, владельцы небольшого продуктового "Перекрестка" в поселке Серышево в Амурской области (население 10 тыс. человек) не скрывают, что дали магазину такое название потому, что оно "узнаваемое, у всех на слуху".

В то же время они утверждают, что есть и другая причина: магазин площадью 73,8 кв. м. стоит на дорожном перекрестке.
"За несколько лет работы к нам никогда не было вопросов со стороны федеральной сети", — утверждают владельцы магазина. Сейчас они его продают вместе с прилегающим участком 150 кв. м. за 4,9 млн руб.

Еще один магазин "Перекресток", не имеющий отношения к X5 Retail Group, работает в Петропавловске-Камчатском.

"Назвались так, потому что стоим на перекрестке, к федеральной сети отношения не имеем", — заявили представители точки.

Крупнейший российский FMCG-ретейлер — компания "Магнит" — не представлен в Калининграде. Зато там уже 13 лет успешно  работает одноименный магазин, вывеска которого (на взгляд редакции) мало отличается от логотипа федеральной сети. В калининградском магазине утверждают, что у них "никогда не было проблем с федералами". "Мы как открылись с вывеской с красными буквами, так и работаем. А сколько федеральному "Магниту" лет? 10? 15?", — отстаивают свой магазин его сотрудники.

Однако ничего не мешает появлению клонов "Магнита" и в регионах присутствия ретейлера. Надо лишь немного уверенности в себе. Например, небольшой продуктовый магазин с таким названием есть в Омске, где работают 88 универсамов и 4 гипермаркета "Магнит".

А в Новокузнецке, помимо 10 магазинов федеральной сети, и вовсе работают еще три разных "Магнита". Причем один из них расположен буквально через дорогу от точки федеральной компании — на соседней улице. В "Магните" не ответили, как они относятся к такому соседству.

Еще в Новокузнецке (родине смелых, но не очень креативных ретейлеров) есть "Перекресток". Он работает там 15 лет и к X5 Retail никакого отношения не имеет. Идеей для названия, как и в большинстве случаев, послужило местоположение магазина — он стоит на перекрестке. Со стороны X5 вопросов и претензий никогда не было, утверждают владельцы магазина. Они вообще не уверены, что в федеральной сети знают об их существовании. В X5 на запрос ИД Retailer не ответили.

В Минусинске (Красноярский край) нет ни федерального "Перекрестка", ни федерального "Магнита". И неизвестно, когда они появятся. Но в городе есть свой "Магнит" с абаканским разливным пивом и свой "Перекресток" с вывеской, которая очень похожа на логотип одноименной федеральной сети.

Жертвами тех, кого в ФАС называют "недобросовестными конкурентами", становятся не только продуктовые ретейлеры. Например, в ноябре 2013 г. в Улан-Удэ при участии республиканских властей открылся крупный интерьерный магазин под названием IKEA. Однако представители российского подразделения шведского ретейлера заявили, что никакого магазина в Улан-Удэ компания не открывала, и назвали использование товарного знака незаконным.

Заместитель министра промышленности и торговли Бурятии Алексей Оловянников тогда поспешил уточнить, что новый гипермаркет торгует мебелью производства IKEA, которую приобретает у новосибирского филиала компании. В свою очередь, в IKEA заявили, что права на использование торговой марки в России принадлежат ООО "ИКЕА ДОМ", а новые магазины IKEA в России могут открываться только в рамках развития сети.

Официального магазина IKEA в Улан-Удэ до сих пор нет. Зато работают несколько служб доставки товаров из IKEA.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments