В казанском «Ашане» прошел день открытых дверей – вчера представители власти, бизнес-сообщества и торговли обсудили условия доступа на полки одного из крупнейших ритейлеров. Пока «Ашан» работает с 32 местными поставщиками, при этом с марта начала действовать система локальных закупок – заводить свою продукцию в гипермаркет сети теперь можно без договоренностей со штаб-квартирой в Москве. Впрочем, опрошенные корреспондентами «БИЗНЕС Online» участники рынка в осторожных комментариях говорят, что выполнить жесткие требования ритейлера непросто, а те, кто с ним уже работает, не всегда довольны своим местом на полках.
В казанском «Ашане» вчера прошел день открытых дверей — представители власти, бизнес-сообщества и ритейла обсудили условия доступа на полки одного из крупнейших ритейлеров. Как выяснилось, еще в сентябре компания изменила правила входа для поставщиков. Если раньше для того, чтобы продавать свою продукцию в сети «Ашан», необходимо было вести переговоры в центральном московском офисе, теперь для этого достаточно обратиться в региональное подразделение. Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» представители компании, с марта, после обучения персонала и «обкатки» документооборота, входной билет в гипермаркет можно получить в Казани. В итоге весь процесс доступа на полки ритейлера сокращается до месяца. Правда, при соблюдении ряда условий.
С правилами «обилечивания» поставщиков, журналистов и чиновников познакомила Татьяна Федорович — директор по региональным закупкам «Ашан Россия». На полках ритейлеров представлены около 3 тыс. поставщиков, из которых треть – локальные, при этом 80% всех товаров в «Ашане» — российского производства.
— Я хотела бы обратить внимание на то, что, выбирая партнеров, мы отдаем приоритет выбору клиентов, — подчеркнула Федорович. — На сегодняшний день мы сталкиваемся с ситуацией, когда, отталкиваясь от потребностей покупателей, наши партнеры не всегда идут навстречу.
Одна из задач, которую ставит перед собой ритейлер, – представить на полках любимую локальную марку товара, но по ценам ниже, чем у федерального поставщика.
— Мы будем рады такому производителю, потому что ему будет рад наш покупатель, — отметила Федорович.
«Ашан» работает только с «белыми» производителями, работающими абсолютно официально. Именно этим ритейлер объясняет возникающие у местных поставщиков сложности. Для подписания соглашения потенциальный поставщик должен представить пакет из 16 юридических документов.
— На сегодняшний день у нас существенные проблемы – 95 процентов производителей не готовы предоставить этот пакет сразу, — пояснила Федорович. — Многие занимаются этими регистрационными документами достаточно долго. Для нас наличие этого пакета документов – показатель качества отношения поставщика к собственному бизнесу и партнерским отношениям с нами как с крупной международной компанией, присутствующей на российском рынке.
Второе, что необходимо, – это соглашение по качеству. Зачастую местный бизнес не готов подписывать такой документ.
— Мы предполагаем, что они не готовы нести определенные издержки на внешний аудит производства, его улучшение, — пояснила Федорович. — На это необходимо выделять определенные средства, которых зачастую у производителя нет. Мы готовы на локальном уровне предоставить компенсацию производителю – например, на основании счета за аудит или определенного документа с планом мер по реализации рекомендаций аудита, чтобы производитель мог развиваться в этом направлении.
Однако основной момент – это ориентир на потребности. Грубо говоря, если водки на полках – хоть залейся, достучаться до «Ашана» будет непросто. По-видимому, представителям «Татспиртпрома», который не прочь был бы продавать продукцию не только в казанском «Ашане», предстоят трудные переговоры…
— Сегодня у нас есть достаточно широкое предложение по водке, но это не основная жизненная потребность нашего клиента, — пояснила представитель «Ашана». — Но в то же время не можем предложить достаточное количество мяса, например, баранины местного производства.
В перечне товаров, в которых нуждаются сегодня покупатели «Ашана», свежие овощи и зелень, мясо, птица, мука и мучные изделия, сладости, бакалея, безалкогольные напитки, готовая кулинария (в частности, салаты). Сейчас в казанском гипермаркете представлена продукция 32 производителей. Среди них «Булочно-кондитерский комбинат», «Челны-Хлеб», «Казаньзернопродукт», Казанский мясокомбинат, «Пестречинка», Зеленодольский молочный комбинат и многие другие, всего они поставляют порядка 500 наименований товаров из 35 тысяч.
При этом, как сообщила директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова, за пределами Татарстана в сети «Ашан» представлены лишь несколько местных производителей, в том числе… «ВАМИН».
Что же до развития «Ашана» в Казани, то, как отметила Курносова, в настоящее время ритейлер завершает сделку по приобретению сети гипермаркетов Real. Эта сделка уже получила одобрение ФАС РФ. Однако пока она не завершена, говорить о параметрах второго «Ашана» в Казани рано. По словам представителей компании, обычно сохраняется персонал, то есть работники купленной сети останутся на своих местах.
Представители ритейлера, отвечая на вопросы журналистов, опровергли информацию о каких-либо обязательных требованиях республиканских властей по присутствию местного товаропроизводителя на полках «Ашана». Вместе с тем, по их словам, ритейлер стремится к этому сам, идя навстречу пожеланиям покупателей. Однако далеко не всегда удается договориться.
В качестве примера Курносова рассказала ситуацию с мукой, возникшую при открытии «Ашана». Тогда в магазин приехал президент РТ Рустам Минниханов. И, как оказалось, муку для собственного производственного участка хлебной продукции поставляли из Уфы – в республике менеджеры ритейлера желающих просто не нашли.
— Через 15 минут после того, как это выяснилось, к нам выстроилась очередь из производителей, — вспомнила Курносова.
Участники рынка, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», сошлись во мнении, что никаких бонусов за доступ на полки «Ашан» не требует. Однако отметили, что ассортиментная выкладка и политика ввода новинок не всегда соответствует интересам поставщика.
Фирдавес Кашина – генеральный директор ООО «Алкоторг»:
— В Ашане представлены практически все основные бренды производства ОАО «Татспиртпром». Но имеются проблемы по вводу новинок, так как дополнительное место на полке не выделяется, а предлагается ротация.
Кроме этого, по существующей планограмме продукция Татспиртпрома разбросана по полкам, нет корпоративной блочной выкладки. Клиенту трудно найти необходимый продукт, в прочих сетях наша продукция выложена блочно.
Евгения Городецкая — замгендиректора по коммерческим вопросам компании «Белая Дача Трейдинг»:
— Наш опыт сотрудничества с сетью «Ашан» положителен. Могу сказать, что «Ашан» дает развиваться местным поставщикам. У нас с ними нет никаких проблем, там работают люди разумные и, если поставщик находится в регионе их присутствия, то они дают возможность присутствовать на полке местным производителям. В первую очередь для того, чтобы на полке всегда был только свежий товар.
Так как мы являемся поставщиком салатной переработанной продукции, срок годности которой всего пять суток, поставки мы осуществляем в «Ашан» два раза в неделю.
У нас есть два завода по производству салатной продукции в стране. Мы поставляем в Поволжье и на Урал продукцию с завода «Белая Дача», расположенного в ОЭЗ «Алабуга», и «Ашан» входит в число лидирующих по объемам продаж среди наших клиентов.
Я не могу сказать, что от нас требуют каких-то бонусов, чтобы открыть какую-то позицию. Раз в год они пересматривают свою ассортиментную матрицу, какие-то позиции выводят, а какие-то вводят. Любые новинки, которые у нас появляются, мы всегда предлагаем. Они могут, конечно, не все ввести, но большую часть вводят в свою ассортиментную матрицу. Здесь нет никаких проблем, поэтому говорить о том, что нам выламывают руки, нельзя. И в этом смысле сотрудничество с «Ашаном» для нас практически ничем не отличается от сотрудничества с каким-то другим крупным игроком на рынке. Если это крупная федеральная сеть, то практически все стандартно. Все работают в определенных рамках, могут быть небольшие отклонения, но они очень незначительны.
Дина Кабачова — начальник отдела по работе с торговыми сетями и прямыми продажами ООО «Пестречинка»:
— Мы сотрудничаем с «Ашаном» с июня 2011 года. Поставляем в эту торговую сеть мясо птицы, разделку, колбасы, копчености. Каждый месяц мы отгружаем в «Ашан» продукты на сумму 10 — 12 миллионов рублей. Например, в феврале мы поставили 120 тонн продуктов. Поэтому условия сотрудничества с «Ашаном» нас устраивают. Сейчас идет договорная кампания об увеличении объемов поставок вдвое.
Денис Ишков — менеджер коммерческого отдела компании «Дивный берег»:
— Мы работаем с «Ашаном» с момента открытия гипермаркета в Казани. Не сказал бы, что в работе с ним есть какие-либо сложности — поставки осуществляются четко, разгрузка производится по графику… Да, конечно, на этапе вхождения довольно долго пришлось оформлять документацию, но после этого затруднений не было.
Помимо Казани, наша продукция продается также в гипермаркетах Уфы и Ульяновска. Конечно, нам бы хотелось быть представленными и в других регионах, однако везде есть свои локальные поставщики, а полки даже такого крупного гипермаркета все-таки не резиновые. Именно поэтому разная и ассортиментная матрица: например, то, что хорошо берут в Казани, не всегда так же хорошо продается в Уфе или Ульяновске. Матрица продукции составляется исходя из интересов покупателя — мы ведь тоже заинтересованы поставлять только то, что будет реализовано.
Справка
Гипермаркет «Ашан» в Казани был открыт 6 октября 2011 года в ТРЦ «Южный. Он стал 46-м гипермаркетом «Ашан» на территории России, сейчас их уже 58. Официальную церемонию открытия посетили президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и мэр Казани Ильсур Метшин. В гипермаркете «Ашан Казань» представлено 35 тыс. наименований товаров. Торговая площадь 9,3 тыс. кв.м, для обслуживания клиентов предусмотрена линия из 59 касс, всего работают 400 человек. Все наименования отделов и указатели приведены на двух языках — русском и татарском.
За год количество покупателей в казанском «Ашане» выросло на 25%.
В целом по всему миру в сети Aushan около 600 гипермаркетов, ежегодно сеть обслуживает 1,5 млрд. покупателей. Первый магазин компании, основанной во Франции Жераром Мюлье, открылся в 1961 году, первый гипермаркет открыт в 1967 году. Первый гипермаркет сети в России открыт в 2002 году. Годовой оборот Aushan в 2011 году составил 44,4 млрд. евро.