Как стало известно РБК daily, «Студия Артемия Лебедева» может подать в суд за нарушение авторских прав на ростовскую компанию «Глория Джинс», одного из крупнейших производителей одежды на российском рынке. Конфликт возник после того, как в магазинах сети появилась партия джинсовых сарафанов с нашивкой, дизайн которой был разработан в студии г-на Лебедева. Однако разрешения на использование и тиражирование этого изображения у ритейлера нет. В «Глории Джинс» во всем винят своего дизайнера, а партию спорного товара уже изъяли из продажи.
О скандале стало известно в конце минувшей недели, когда глава студии Артемий Лебедев разместил в своем блоге в Livejournal фотографии с аппликацией, продающейся в онлайн-магазине его студии, и сарафаном из коллекции «Глории Джинс», на котором одна из нашивок практически идентична продукту студии. Причем на нашивке ростовского ритейлера даже осталась надпись design.ru — это домен, принадлежащий студии г-на Лебедева. Визуально немного разнится только цветовое решение.
Как рассказал РБК daily юрист «Студии Артемия Лебедева» Евгений Потанин, рисунок для нашивки был создан одним из дизайнеров компании в августе 2008 года и предназначен для использования только на продукции компании, представленной в магазинах студии.
Другим фирмам компания г-на Лебедева не передавала прав на коммерческое использование данного изображения. Поэтому, когда в последних числах августа дизайнеру-разработчику этой нашивки знакомые показали продукцию «Глории Джинс», юристы студии направили письмо в головной офис одежного ритейлера в Ростов-на-Дону с просьбой прекратить незаконное использование объекта авторских прав. По словам г-на Потанина, несмотря на подтверждение получения указанного письма, никакого ответа от руководства «Глории Джинс» не последовало.
Однако после появления поста Артемия Лебедева, как рассказывает юрист студии, изображение модели №1576 исчезло с сайта ритейлера. Сейчас такого наименования на сайте «Глории Джинс» действительно нет.
Глава компании Владимир Мельников заявил РБК daily, что такой казус случился в результате ошибки дизайнера «Глории Джинс». Он отказался обсуждать юридическую сторону сложившейся ситуации, однако сообщил, что джинсовый сарафан на фотографии г-на Лебедева — модель из экспериментальной партии: таких вещей была всего сотня и они уже изъяты из розницы.
Сейчас юристы «Студии Артемия Лебедева» готовят новое письмо с претензиями к руководству «Глории Джинс», и если на него не последует никакой реакции, по словам Евгения Потанина, они будут готовы обращаться в судебные органы для защиты авторских прав. «Мне кажется, время, когда можно было просто договариваться, уже прошло, теперь за нарушение авторских прав нужно наказывать рублем, — говорит г-н Потанин. — Закон позволяет нам требовать компенсацию в размере до 5 млн руб.».
Адвокат юридической компании Lidings Андрей Зеленин считает, что у «Студии Артемия Лебедева» есть все основания для того, чтобы требовать компенсации от «Глории Джинс», которая, по его мнению, нарушила несколько статей части 4 ГК, которые охраняют авторское и другие права интеллектуальной собственности.
Один из игроков одежного рынка считает, что глава «Глории Джинс» лукавит, говоря о размере партии. По его словам, 100 единиц товара — слишком много для эксперимента и слишком мало для продаж.
Управляющий директор консалтинговой компании Esper Group Дарья Ядерная допускает, что экспериментальная партия может состоять из 100 единиц, но, по ее мнению, было бы нерентабельно поставлять по две-три вещи на один размер в несколько магазинов сети. По ее данным, в среднем компании уровня «Глории Джинс» на производстве заказывают около 1 тыс. единиц на один размер. К тому же у юристов «Студии Артемия Лебедева» есть сведения о том, что спорная продукция была не только в российских магазинах «Глории Джинс», но и в украинских.
Но если вещей на самом деле было только 100, то потери «Глории Джинс» от изъятия коллекции из розницы будут небольшими, добавляет г-жа Ядерная: себестоимость вещей с учетом доставки — 7—10 долл. за единицу.
Компания «Глория Джинс» основана в 1988 году Владимиром Мельниковым. По состоянию на середину 2012 года управляла 430 магазинами в России и на Украине. Производственная база компании включает 33 швейные фабрики также в России и на Украине, которые производят свыше 65 млн единиц продукции в год.