"Арендаторов площадей в ТЦ нельзя ровнять по одной ставке"

Управляющая СТЦ МЕГА Нижний Новгород Анна Боженко рассказала Руслану Станчеву о стратегии компании, политике арендных ставок и конкуренции на рынке торговых площадей.

– МЕГА достаточно давно представлена в Нижнем Новгороде: это один из по-настоящему больших торговых центров. Как долго в нем работаете лично вы?

– Да, это один из первых крупных торговых центров региона. Он открылся в 2006 году, я работаю с 2005 года – то есть, с начала строительства.

– Получается, начав с простой должности, вы сделали карьеру управляющего?

– Все верно. У меня сначала была стажировка в Москве на должность гостевого супервайзера. До управляющего смогла дойти за 10 лет.

– Поговорим о вашем бизнесе. Доходы населения падают – это и Росстат фиксирует, и вы, наверное, видите по арендаторам и среднему чеку. Нынешний период сравнивают с 2009 годом – верно ли такое сравнение и как изменился рынок ритейла за последние 5-6 лет?

– Торговые площади растут – это происходит за счет больших, красивых и качественных торговых центров. Плюс еще супермаркеты и магазины, открывающиеся ближе к дому. Я не могу сказать, что люди стали тратить меньше. Мы адаптируемся к рынку, пытаемся реагировать, приводя в нужное время нужных арендаторов. Сейчас на пике популярности те, кто выставляет более демократичные цены при сохранении необходимого качества товаров. В данный момент объем пустых площадей у нас не превышает 1%.

– Нижний Новгород вообще является одним из лидеров России по количеству торговых площадей. Кажется, что город задавлен торговыми центрами, и далеко не все они красивы. Из разговоров с предпринимателями можно сделать вывод, что и арендные ставки, если сравнить с другими регионами, кусаются. Как вы считаете, почему у нас такие дорогие торговые площади?

– Не могу отвечать за конкурентов. Что касается нас, мы всегда ищем компромисс с арендаторами. Мы не хотим отнимать у них 100% денег, потому что счастливый и зарабатывающий арендатор нам только на руку. Если он хорошо продает, покупатели довольны, а у нас хорошая посещаемость.

– То есть, у вас для разных арендаторов дифференцированные цены? Как вы с ними финансовые вопросы решаете?

– Все зависит от категории арендаторов: продажа золота и ювелирных украшений – это одно, сумок и перчаток – другое, еды – третье. Их нельзя ровнять по одной ставке. Кроме того, все зависит от размера помещения. И когда мы складываем все вместе в формулу, то понимаем, сколько арендатор готов платить. Мы предлагаем ему самостоятельно рассчитать свои финансы и спрогнозировать возможности, исходя из обеспечиваемой нами посещаемости.

– По сути, вы влезаете в бизнес-модели предпринимателей, чтобы понять, сколько они заработают. Тогда почему, скажите, они все равно банкротятся даже при вашем колоссальном трафике?

– Это уже зависит от конкретного магазина – от того, как каждый из них реагирует на запросы клиентов. Сейчас покупатель требует много сервиса, хочет, чтобы продавец с ним разговаривал на одном языке, чтобы выбор покупки был быстрым и многоканальным. В каких-то моментах мы обязательно помогаем арендаторам, но если люди упорно не хотят понимать значимость сервиса, мы уже ничем помочь не можем.

– У вас счетчики посетителей есть? Если сравнивать с одним из благополучных годов, как изменилось количество покупателей?

– Посещаемость всегда волнообразна: были моменты, когда с открытием другого интересного торгового центра она снижалась. Сейчас все стабильно, и в год нас посещают более 10,5 млн человек. Мы этим очень довольны, арендаторы – тоже.

– Если эту цифру сравнить, например, с показателями вашего главного конкурента – ТРЦ «Фантастика», где дела идут лучше?

– Цифры примерно одинаковые. «Фантастика» – очень сильный игрок, заставляющий нас развиваться. Мы стоим друг друга в этой конкурентной борьбе.

– Когда IKEA только появилась в Нижнем Новгороде, в стране все было хорошо, и у людей хватало денег. Ездить туда за покупками средний класс считал ниже своего достоинства. Времена изменились, и теперь покупать в IKEA – вроде как самое то. Компания по-прежнему является вашим главным якорем. Есть ли в этом смысле какие-то отличия в других городах, где есть МЕГА?

– IKEA остается нашим основным якорным арендатором, который будет путешествовать только с нами, никогда и нигде не встанет в других центрах. Разницы между магазинами в России и за границей нет. Все они выглядят одинаково, чтобы посетитель мог почувствовать себя в определенной атмосфере и найти желаемый товар.

IKEA стала свежим глотком для покупателей. Мы представляем достаточно демократичный и очень простой набор товаров. За годы работы посетители изменили свое мнение, стали любить простой стиль, и поэтому здесь всегда есть свой покупатель.

– IKEA ощущает на себе кризис, или у них всегда и везде стабильный рост?

– Компания на рынке более 70 лет, и у нее на разные ситуации есть разные модели поведения. Цена и качество – основное, на что мы делаем ставку. Это имеет значение всегда.

– Заходишь к вам, и все названия товаров – шведские. Выговорить и запомнить их просто невозможно. В рекламе – то же самое. Это кажется странным: ну, почему бы не адаптироваться к российскому рынку? Как это выглядит в других странах?

– Мы хотим подчеркнуть шведские корни, шведский стиль. И даже в магазинах в Китае вы увидите те же самые названия. При этом мы стараемся производить и собирать товары в странах размещения магазинов, чтобы сохранить демократичные цены.

– Какое место среди родственных торговых центров в России занимает МЕГА Нижний Новгород?

– Точно не последнее. С Москвой и Петербургом конкурировать очень сложно, но, что касается регионов, мы находимся в золотой середине. У нас очень хороший покупатель, хотя регион, как известно, не самый богатый.

– Как выглядит ваш клиент? Кто эти люди?

– Те, кому важно общение. Частью нашей стратегии является то, что мы создаем пространства для семейных и дружеских встреч, для аудитории разных возрастов и интересов. В данный момент у нас на пике популярности концепция обучения детей, и в 2015 году мы открыли для них город профессий КидБург – он притягивает значительное количество посетителей. Приезжают мамы и папы, которые хотят посмотреть, как обучаются профессиям их дети, какие у них таланты. Это очень занимательно.

– Кто еще из якорных арендаторов дает большой трафик. Куда приходят люди?

– Примерно 30% посетителей обязательно кушают в ресторанном дворике. Провести время за обедом всей семьей – это всегда в тренде. Фастфуд, слоуфуд, национальные кухни, здоровое питание – все это можно найти у нас.

– Вы аккуратно занимаете те ниши, что не охвачены другими торговыми центрами. Какая у вас цель – получить еще больше посетителей?

– В условиях сложившейся конкуренции мы хотим сохранить посещаемость. Хотим радовать не только детским городом профессий и фермерским двориком. Мы планируем работать с нижегородскими звездами, выискиваем дизайнеров, локальных арендаторов для того, чтобы люди могли почувствовать причастность, чтобы у нас были представлены не только федеральные, но и местные бренды.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar