Продукты, которые производят “Биомед” и “Фармапарк”, не пересекаются с нашим портфелем. Они позволят нам усилить позиции на рынке рецептурных препаратов», — объясняют в «Фармстандарте» покупку этих двух компаний. Крупнейший российский производитель лекарственных средств приобрел 50,1% акций кипрской компании Big Pearl Trading Limited, которая контролирует компанию «Биопроцесс», владеющую акциями производителей и разработчиков лекарственных средств «Биомед» им. И. И. Мечникова и «Фармапарк».
Таким образом «Фармстандарт» старается диверсифицировать свой продуктовый портфель. Сейчас основную часть выручки компании дают лекарства, продаваемые без рецепта, в то время как рынок рецептурных препаратов столь же велик (см. график). К тому же основные бренды «Фармстандарта» под угрозой. Его выручка от безрецептурных препаратов начала падать еще в 2011 году при общем росте на 44%, а в первом квартале 2012 года и общая выручка просела на треть, что объясняется не только высокой базой прошлого года, но и падением продаж главного бренда компании — арбидола.
Без гриппа и наркотиков
«Арбидол вытесняется с рынка более современными препаратами», — отмечает руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга агентства «Фармэксперт» Николай Беспалов. Действительно, в 2011 году продажи этого популярного противогриппозного средства упали в натуральном выражении почти на 40%, а в денежном — на 28%. Для компании это существенно, ведь даже при таком падении арбидол принес ей 9,4% оборота.
Кроме конкуренции «Фармстандарту» мешает новая политика Минздрава в отношении препаратов с содержанием кодеина, три главных бренда из которых — пенталгин, терпинкод и коделак — обеспечили компании 10,5% выручки. С 1 июня кодеинсодержащие лекарственные средства запрещено продавать без рецепта, поскольку из них можно изготовить тяжелый наркотик дезоморфин, а порядка 60–70% таблеток от боли и кашля приобреталось как раз с этой целью, подсчитывают эксперты. В итоге может уменьшиться и спрос на них со стороны «простых» покупателей. «Кто-то будет ходить к врачу за рецептом, а другие станут покупать заменители», — объясняет Николай Беспалов.
Кстати, «Фармстандарт» тоже выпустил заменители — пенталгин и коделак без кодеина, но их продажи в 2011 году составили лишь 22 и 14% выручки бренда. То есть без поддержки со стороны наркоманов этим препаратам пришлось на рынке туго. В результате уже наметившийся тренд потери доли рынка компании: с 4% в 2010 году до 3,7% в 2011-м (с 18,4 до 15% среди отечественных компаний) — должен был только усилиться.
Поможем инновациям административным ресурсом
В то же время «Биомед» и «Фармапарк» в 2011 году выросли соответственно на 22% и в два с половиной раза по сравнению с 2010 годом. Они работают на рынке рецептурных препаратов, заведомо более защищенном от рыночных колебаний. Рост безрецептурного сегмента в прошлом году составил 11%, а рецептурного — 18%. «Пузыри безрецептурных препаратов, завоевавших популярность благодаря маркетингу, начинают сдуваться, а, поскольку “Фармстандарт” — публичная компания, она действует в соответствии с трендом», — говорит Давид Мелик-Гусейнов, директор исследовательской компании Cegedim Strategic Data.
Правда, покупка двух компаний сразу на отчетности «Фармстандарта» не отразится, несмотря на то что обе они входят в топ-50 российских производителей. Оборот первой из них — 170 млн рублей, второй — 307 млн, так что в выручке «Фармстандарта», составляющей 42,6 млрд, они не сделают и процента.
Тем не менее эксперты считают сделку перспективной. «“Фармстандарт” рассчитывает прирасти за счет инновационной биологической продукции, и, приобретя “Биомед”, он получает инновационный актив, лабораторию. Это очень хорошее производство, созданное еще в советские времена», — разъясняет Мелик-Гусейнов. Треть из сотни производимых «Биомедом» препаратов уникальны в России, например вакцина для лечения стафилококковых инфекций, так что конкуренция компании не страшна. А что касается «Фармапарка», то их главный продукт, субстанция интерферона альфа-2b, занимает 80% рынка.
Кроме того, часть продукции этих компаний защищена от рыночной конъюнктуры, потому что они участвуют в госзакупках, а «Фармстандарту» это интересно еще и как расширение своего предложения для тендеров. Эксперты не исключают, что «Фармстандарт» сможет добиться от поглощенных брендов бо́льших результатов, чем те показывали самостоятельно. «Возможно, им удастся раскрутить продажи препаратов, которые выпускают “Биомед” и “Фармапарк”», — допускает Тигран Оганесян, аналитик «Уралсиба». Этому, в частности, поспособствуют имеющиеся у компании ресурсы — финансовый и административный. У нее большой опыт участия в госзакупках, и кроме того, участники рынка считают, что она аффилирована с бывшим министром здравоохранения Татьяной Голиковой.