Всего за полгода открыто 86 точек дискаунтера "Советская аптека". Конкуренты считают, что низкой ценой уже никого не удивишь, рынок насыщен даже дискаунтерами. На следующую весну компания готовит еще один аптечный проект, на этот раз в премиум-сегменте
Дистрибуторская компания PHARMA Distribution Group, специализирующаяся на поставках медикаментов в лечебно-профилактические учреждения и аптеки, запустила собственную франчайзинговую сеть аптек под брендом "Советская аптека". Как рассказала Retailer.RU генеральный директор компании Елена Максимельянко, новая аптечная сеть делает ставку на низкие цены и ассортимент, состоящий из самых необходимых товаров и более дешевых российских аналогов иностранных препаратов.
Инвестиции в проект аптечной сети компания не раскрывает, оценивая их в десятки миллионов рублей, суммы инвестиций на запуск проекта для франчайзи составляет от 1,5 до 3 млн руб. Таким образом, совкупные инвестиции в уже открытые аптеки могут достигать 260 млн руб. Средний чек в аптеках сети — 500–600 руб. Количество SKU — 7 тыс.
К концу 2015 г. ретейлер планирует открыть примерно 160 аптек, сейчас работают уже 86 точек. Соотношение собственных аптек и франчайзинговых составляет 10 и 90 % соответственно. "Советская аптека" представлена в 36 городах, среди них Москва и Санкт-Петербург, а также уже открываются аптеки в городах Тверь, Калуга, Тула, Астрахань, Сыктывкар, Печора, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, в некоторых городах выкуплены мастер-франшизы. Аптеки новой сети работают в формате "у дома", в качестве своего основного покупателя представители компании называют жителей близлежащих домов.
"Советская аптека" работает на трех форматах площадей, в зависимости от возможностей партнеров. Аптеки размером 34 кв. м (ежедневная выручка 60 тыс. руб.), формат 34–60 кв. м (85 тыс. руб.) и 60–120 кв. м (120–140 тыс. руб. в день). Таким образом, средняя выручка с 1 кв. м в год составляет 627 тыс. руб., средний показатель по рынку — 534,2 тыс. руб. ( по данным Retailer Russia TOP-200).
Игроки считают, что рынок уже перенасыщен, даже дискаунтеров среди аптечных сетей хватает. Генеральный директор открывшейся год назад сети "Алоэ" Ольга Чернова, оценивая долю, на которую может претендовать "Советская аптека", считает, что без четкой стратегии, уникальных предложений, без яркой рекламной поддержки новому игроку рынка будет сложно составить серьезную конкуренцию представленным в городе аптечным сетям. "Санкт-Петербург — один из самых сложных регионов с точки зрения конкуренции в фармацевтическом ретейле. "Удивить" рынок нашего города аптеками-дискаунтерами достаточно сложно, так как подобный формат широко представлен в городе и даже успел заработать себе "имя", — считает руководитель "Алоэ".
Представители аптечных сетей из регионов, куда выходит новый дискаунтер, также считают, что эта ниша давно заполнена. Управляющий директор екатеринбургской аптечной сети "Радуга" Дарья Гроховская рассказала Retailer.RU, что в этом регионе довольно жесткая конкуренция. "Аптеки стоят практически дом в дом". Аналогичный взгляд и у сыктывкарской компании "Акцепт". "В городе продуктовых магазинов меньше, чем аптек, конкуренция очень высокая", — говорит генеральный директор компании Денис Козлов.
Руководитель аптечной сети "Новгородфармация" Сергей Ловейкин отмечает, что доля дискаунтеров на рынке достаточно высока и постепенно растет, зайти на этот рынок "Советская аптека" сможет, но вряд ли станет прибыльной. "Дискаунтеры, увлекаясь погоней за выручкой, зачастую забывают о прибыльности бизнеса, пытаясь нарастить ее любой ценой. Сейчас конкуренция усилилась достаточно сильно, поэтому удивить низкой ценой никого уже не удастся, закупочные цены для этого не слишком низкие, — считает эксперт. — 5–6 лет назад дискаунтеры заходили в регионы, с разницей наценки в других аптеках в 15–20 %, генерируя большой трафик, сейчас эта ситуация трудноповторима".
По мнению Сергея Ловейкина, даже как проект PHARMA Distribution Group, "Советская аптека" может столкнуться с перебоями поставок и сужением ассортимента. Многие аптеки являются дочерними компаниями крупных дистрибуторов, но даже несмотря на это они не имеют специальных условий на рынке, считает Сергей Ловейкин.
Помимо "Советской аптеки" PHARMA Distribution Group готовит проект по парафармацевтике и органическим лекарственным средствам, оценивая его как новый формат в аптечной отрасли. "Примерно в марте–апреле 2016 г. планируется его запуск. Сейчас идет заключительный этап переговоров с поставщиками, т. к. в этом проекте, как правило, эксклюзивные и дорогостоящие препараты со всего мира. Это очень уникальный проект по своей сути, т. к. в России пока что такого не было на рынке. В некоторых странах даже по нашим запросам разрабатывались индивидуально лекарственные травы, травяные сборы, лечебные мази и даже эликсиры", — говорит Елена Максимельянко.