Сеть аптек "Первая Помощь" предлагает коллегам по рынку создать совместное предприятие для выпуска товаров под единой торговой маркой (ЕТМ). Как рассказал Retailer.RU генеральный директор компании Александр Семенов, под общим брендом, название которого пока не раскрывается, планируется производить изделия медицинского назначения, биоактивные добавки и непатентованные безрецептурные лекарства — всего порядка 4 тыс. SKU.
Потенциальную долю продукции под ЕТМ в выручке участников проекта топ-менеджер оценивает в 30%. Для сравнения, сейчас доля частных марок в продажах самой "Первой Помощи" ― порядка 4%. Аналогичный показатель у сети "Ригла". Самая же высокая доля частных марок в выручке у "Аптечной сети "36,6": 18%.
По прогнозу Александра Семенова, за счет объединения закупок валовая рентабельность по продукции ЕТМ будет достигать 75-80%, что в 2-2,5 раза выше, чем средний показатель для аптечной сети в целом. "Благодаря этому чистая рентабельность участников проекта вырастет с нынешних 5-6 до 10-15%", ― говорит топ-менеджер.
Заинтересованность в проекте на данный момент высказали 14 аптечных сетей. 28 октября их первые лица соберутся, чтобы более подробно обсудить бизнес-модель будущего совместного предприятия.
Что это будут за компании, Александр Семенов не уточнил. Однако известно, что лидеров рынка среди них не будет. "Мы поставляем товары под СТМ в десятки более мелких сетей и имеем за счет этого хорошие объемы, поэтому никаких предпосылок для объединения с конкурентами у нас нет", ― заявил Антон Буздалин, член совета директоров сети аптек "А5". "36,6" и "Ригла" также сообщили, что не намерены участвовать в проекте.
По мнению Николая Беспалова, директора по исследованиям и консалтингу ЦМИ "Фармэксперт", предложение "Первой Помощи" заинтересует в первую очередь небольшие сети. "Показатель чистой рентабельности на рынке фармацевтики достаточно низкий, 5-7% только у лидеров рынка. Для небольших игроков он находится на уровне от 3 до 5%. "Первая Помощь" предлагает им объединиться, чтобы пойти по пути крупных игроков и повышать эффективность за счет высокомаржинальных частных марок", ― говорит эксперт.
Однако быстрого эффекта от объединения ждать не стоит, предупреждает Николай Беспалов. По его словам, для того чтобы четко наладить работу с производителями, настроить логистику и определиться с ценовой политикой, потребуется не менее двух-трех лет.
Справка
"Первая Помощь" основана в 1997 г. в Санкт-Петербурге. На октябрь 2013 г. насчитывает более 180 аптек в Северо-Западном и Центральном регионах России. По итогам 2012 г. выручка компании составила 4,3 млрд руб. (без НДС)