Компании Gucci удалось выйти из кризиса, в котором она оказалась в 1990-х гг. В этом ей помог союз управленца с творческим чутьем и творца с немалыми аналитическими задатками.
Словосочетание "итальянский темперамент" ассоциируется с шумными скандалами и взаимными обвинениями. Наверное, ситуация в модном доме Gucci в 1980-х гг. даже превосходила по накалу этот стереотип. В 1983 г. от рака умер один из сыновей основателя компании — Родолфо Гуччи, оставив своему сыну Маурицио 50% акций. Остальные 50% поделили между собой брат Родолфо — Альдо Гуччи и его сыновья. Тяжбы и скандалы становятся основным увлечением семьи. Для Gucci начались темные времена.
Маурицио Гуччи не просто был никаким управленцем, он не только не умел считать деньги, он почти уничтожил сам бренд, продавая лицензии на его использование направо и налево. В конце 1980-х гг. был и виски, и даже туалетная бумага под маркой Gucci. Люксовый бренд терял популярность и к началу 1990-х гг. стал символом дурного вкуса.
В 1989 году братья Гуччи, устав бороться с Маурицио, продают свои доли акций инвестиционному банку из Бахрейна Investcorp. Финансовые вливания временно укрепили положение, но облегчение было недолгим. 1991 год принес $ 11 млн потерь, 1993-й — $ 22 млн.
Объемы продаж падали. Арабские инвесторы приходят к выводу о неспособности Маурицио управлять Gucci и после долгих переговоров в 1994 г. выкупают у него контрольный пакет акций. Руководящий пост доверяют Доминико Де Соле, управляющему Gucci America, правой руке Маурицио.
В полуразвалившейся компании, на которую уже подали в суд все, кто мог, попросту не было других кандидатур. Первым делом Доминико назначает ведущим дизайнером Тома Форда, "выскочку-американца", работавшего в Gucci с 2000 г. Так как все остальные дизайнеры уже разбежались из Gucci, Форд возглавляет все 11 ассортиментных линий.
Союз управленца с творческим чутьем и творца с задатками аналитика оказался огромной удачей. Де Соле вплотную занялся оптимизацией и возвращением былого престижа марки. Но главное — он отказался от лицензионных соглашений, лишивших Gucci ауры престижа. Коллекции, которые представил Форд в Милане в 1995 г., взорвали рынок. Маркетинговая хитрость Форда, впервые совместившего модный показ и заключение контрактов, еще сильнее подогрела ситуацию. В 1995 г. Investcorp выставил компанию на IPO. Она оценивалась в $ 2 млрд, в 5 раз больше, чем за нее было заплачено. А в 1997 г. доход компании приблизился к $ 1 млрд.
Кстати: Том Форд пробыл креативным директором Gucci 10 лет — с 1994 по 2004 г. Многие менеджеры компании до сих пор благодарны за сделанное им в те годы.