Несмотря на кризис, новосибирский рынок ритейла осваивают новые игроки. Здесь начали работать первые примерно из 30 запланированных магазинов алтайской сети «Аникс». Участники рынка отмечают, что формат «у дома», в котором работает «Аникс», почти не освоен крупными местными сетями. Сами ритейлеры объясняют это его низкой эффективностью.
О том, что алтайская торговая сеть «Аникс» открыла в Новосибирской области два магазина, „Ъ“ сообщил генеральный директор компании Юрий Никитин. Магазины формата «у дома» площадью 300-330 кв. м каждый начали работать в Краснообске и в самом Новосибирске, на пл. Галущака. Господин Никитин добавил, что в перспективе его компания хотела бы иметь в регионе не менее 30 магазинов. Назвать срок, за который «Аникс» хотел бы достичь этого показателя, ритейлер отказался. По его словам, компания хочет «развиваться органически, исходя из предоставляющихся возможностей» и поэтому жестких планов по расширению для себя не ставит.
Группа компаний «Аникс» создана семьей Никитиных в 1993 году в Бийске (Алтайский край), сегодня входит в число десяти крупнейших ритейлеров Сибири. По данным компании, ее сеть состоит из 148 собственных магазинов «Аникс» и 45 магазинов «Корзинка» (сеть развивается по франчайзингу). Средний размер магазина — 200-250 кв. м. Кроме розничного бизнеса в структуру холдинга «Аникс» включены предприятия оптовой торговли, общественного питания, логистических услуг и т. д. Оборот торговой сети в прошлом году составил 2,9 млрд руб., в этом его предполагается довести до 3,7 млрд руб. Оборот всего холдинга — 7 млрд руб.
Директор по корпоративному управлению группы «Новые торговые системы» (франчайзи «Пятерочки» и «Патэрсона») Александр Агеев считает, что выход «Аникса» на новосибирский рынок пока выглядит исключительно «имиджевым шагом». «Наш опыт показывает, что для того, чтобы магазины в новом регионе приносили прибыль, нужно как минимум 15 объектов, — пояснил новосибирский ритейлер, — с меньшим числом торговых точек будет крайне сложно получить у местных поставщиков выгодные условия и окупить содержание локального офиса». Сама группа НТС, выходя в 2007 году на рынок Алтайского края, провела сразу две сделки по поглощению местных компаний, получив разом больше 15 готовых магазинов. Аналогичным образом на рынок Омской области в том же году вышел крупнейший ритейлер Сибири — новосибирская компания «Холидей».
Продвижение «Аникса» на новосибирский рынок больше напоминает экспансию в этот регион другой алтайской компании — «Мария Ра». Открыв свой первый магазин в Новосибирске в 2005 году, «Мария Ра» сегодня располагает в Новосибирске уже 17 универсамами.
Генеральный директор «Холидея» Алексей Захаров признает, что формат, который развивает «Аникс», практически не освоен крупными местными операторами. Единственная сеть, которая работает в нем, — «Эконом», доставшаяся «Холидею» после поглощения им новосибирской компании «Сибириада». Впрочем, в составе самого «Эконома» к сегодняшнему дню остались только три магазина. Близки к ним по размеру некоторые магазины «Марии Ра», но в основном эта компания старается открывать объекты покрупнее — площадью 400-500 кв. м. По мнению господина Захарова, отсутствие в этой нише крупных игроков объясняется низкой эффективностью магазинов «у дома». «Чтобы сделать маленький магазин прибыльным, в нем нужно увеличивать наценку, а на конкурентном рынке это чревато потерей покупателей», — предупреждает руководитель «Холидея».
Юрий Никитин признает, что его компании придется потратить определенное время, чтобы заставить работать эффективно удаленный филиал. Но алтайский ритейлер надеется, что развитие сети в новых регионах пойдет быстрее после открытия компанией распределительного центра. Предполагается, что он будет создан уже в будущем году в Алтайском крае, недалеко от границ с Новосибирской и Кемеровской областями.