Алтайский «Торговый двор «Аникс» сокращает ассортимент в своей одноименной сети и реорганизует торговое пространство магазинов. Таким образом ритейлер рассчитывает повысить эффективность бизнес-процессов.
За 2010г. ритейлер сократил ассортимент в среднем на 25-27%. Об этом рассказал генеральный директор компании Юрий Никитин в ходе Food Business Russia 2011.
По его словам, если в начале 2010г. в максимальном формате площадью 300-550 кв.м было представлено около 5100 SKU, то сейчас 3750 SKU. Юрий Никитин подчеркнул, что сокращение коснулось всех категорий.
«После сокращения ассортимента в ряде магазинов товарооброт вырос на 4%, в некоторых остался на том же уровне», — сообщил генеральный директор.
В 2011г. компания планирует уменьшить количество SKU в магазинах «Аникс» еще на 10-15%. «Сокращение ассортимента предполагает дальнейшее изменение большого количества бизнес-процессов, это влияет на стоимость логистики и позволяет увеличить эффективность выкладки», — пояснил он.
Кроме того, во всех магазинах, открытых в 2011г., будет по-новому организовано торговое пространство: торцы стеллажей будут использоваться для сезонной и промо выкладки, в отделе гастрономии вместо прилавка сделана открытая выкладка, сообщил Юрий Никитин.
«Такой метод уже внедрен в двух магазинах в Новокузнецке и Новооалтайске, запущенных в 2011г. Их пример показывает, что новая организация торгового пространства положительно влияет на продажи. Выкладка на торцевых стеллажах товаров и замена прилавка открытой выкладкой самообслуживания позволяет сократить издержки. Кроме того, процесс покупки становится более комфортным», — сказал он.
Параллельно новая организация торгового зала будет внедрятся в уже работающих магазинах, заключил Юрий Никитин.
Сокращение и оптимизация ассортимента — это тренд, который наблюдается как в России, так и за рубежом, рассказала, руководитель группы по работе с розничными сетями «Nielsen Россия» Наталья Барышникова. «Особенно это актуально для магазинов небольшого формата, где площади ограничены», — добавила она.
«При сокращении количества SKU ритейлеру требуется меньше складских площадей и меньше персонала, что помогает снизить издержки. Вывод неэффективного ассортимента и увеличение представленности более продаваемых позиций, безусловно, способствует увеличению продаж», — пояснила эксперт.
«Хотя существует вероятность, что покупатель уйдет в другой магазин, не найдя на полке любимого продукта, при правильном планировании ассортимента, ,отвечающего потребностям целевой аудитории ритейлера, покупатель пострадать не должен», подчеркнула Наталья Барышникова.
Исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис считает, что сетям нужно добиваться сокращения одинакового ассортимента. «В каждой категории есть лидеры продаж — апельсиновый сок, докторская колбаса и т. д. Количество товаров, не отличающегося качеством и ценами, надо сокращать. Выбор должен увеличиваться, но количество наименований одинакового товара не должно превышать определенный предел», — сказал он в ходе выступления на Food Business Russia 2011.
С ним согласился Илья Якубсон, президент ГК «Дикси». «На полках должно быть только то, что радует потребителя. Не нужно беспокоиться из-за сокращения SKU. Выкладка должна становиться проще», — заявил он в ходе Food Business Russia 2011.
Справка:
Торговый двор «Аникс» создан семьей Никитиных в 1993 г. в Бийске (Алтайский край). Название холдинга произошло от «Александр Никитин и Сыновья».
На конец 2010г. в состав ТД «Аникс» входили 118 собственных магазинов (112 в формате «магазин у дома» и шесть в формате «дискаунтер») и 86 франчайзинговых (68 магазинов «Корзинка» и 18 «Корзинка-мини»).
Средняя общая площадь магазина «Аникс» в формате «у дома» 600-800 кв.м, средняя торговая площадь — 350 кв.м, количество SKU — 5000. Общая площадь магазина «Корзинка» — 150 кв.м, торговая — 100 кв.м, 1500 SKU. Общая площадь магазина «Корзинка мини» — 70 кв.м., торговая 50 кв.м., SKU — 1000.
Кроме розничного бизнеса в структуру холдинга «Аникс» включены предприятия оптовой торговли, общественного питания, логистических услуг и т. д.