Amazon решил начать экспансию на российский рынок с продаж электронных книг. По мнению участников рынка, американский ритейлер научит российского потребителя платить за цифровой контент.
Не просто планы
Американский онлайн-ритейлер Amazon сделал к Дню книги сюрприз российским покупателям. Компания «подтвердила» свои планы выхода на российский рынок, разместив на прошлой неделе в социальной сети для делового общения LinkedIn вакансии директора по покупке у издателей контента для Kindle и старшего менеджера по ценообразованию контента Kindle для российского рынка. Кроме того, позиция менеджера по закупокам Kindle-контента для российского рынка доступна на сайте Amazon.
По мнению Андрея Чечина, коммерческого директора Ozon.ru, это говорит о том, что на первом этапе развития американский ритейлер предложит россиянам только цифровой контент, прежде всего, электронные книги. «Я думаю, Amazon выбрал правильную стратегию для развития в России, — говорит топ-менеджер,- В прошлом году компания сделала первый шаг, сертифицировав свою читалку Kindle для российского рынка. Запустив продажи электронного контента, Amazon сможет добиться максимальной узнаваемости без значительных инвестиций. После этого ритейлер сможет развернуть полноценную сеть дистрибуции».
Впрочем, есть основания предполагать, что на этом онлайн-ритейлер не остановится: по данным Forbes, в реестре Роспатента находятся заявки от Amazon на регистрацию товарного знака по категориям хранение и доставка товаров, упаковка товаров для последующей транспортировки, электронное хранение текстов, аудиовизуальных произведений, файлов, печать изданий и книг.
Amazon, основанный в 1994 г. как интернет-магазин книг, впоследствии расширил свой ассортимент за счет других групп товаров и стал крупнейшим в мире онлайн-ритейероv c выручкой по итогам 2012 г. $61 млрд. Сейчас Amazon официально представлен в Бразилии, Канаде, Китае, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании, Великобритании и США. Российские покупатели пока имеют ограниченный доступ к сервисам Amazon и могут заказывать только в американском и британском разделах товары из ограниченного числа категорий, а также покупать электронные книги на английском языке.
По мнению Максима Клягина, аналитика УК «Финам Менеджмент», Amazon имеет «отличные перспективы» в России при условии полноценной локализации. «Сильный бренд, значительные ресурсы и компетенции помогут уже в среднесрочной перспективе занять сильные рыночные позиции и заметно потеснить ближайших конкурентов», – отмечает аналитик.
Борьба за место на рынке
Завоевывать российский рынок цифрового контента Amazon будет с помощью агрессивной ценовой политики, считает Андрей Чечин. «Скорее всего, на начальном этапе стратегия ритейлера будет заключаться в том, чтобы продавать электронные книги гораздо дешевле физических», — пояснил топ-менеджер. По его словам, чтобы добиться выгодного для себя ценообразования, Amazon нанял для развития своего бизнеса в России Аркадия Витрука, бывшего гендиректора издательской группы «Азбука-Аттикус», «который знает издательский бизнес вдоль и поперек».
Денис Котов, генеральный директор петурбургской книжной сети «Буквоед», оценивает перспективы Amazon на российском рынке цифрового контента не столь радужно. По его словам, в этом сегменте основным конкурентом Amazon станет интернет-магазин «ЛитРес», который обладает эксклюзивными правами на продажу многих произведений в электронном виде и по оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, занимает 54% всего рынка электронных книг.
«Договариваться напрямую с правообладателями в обход издательств — трудно и медленно, — отмечает Денис Котов. – Поэтому чтобы предложить лучшие цены, варианта у Amazon есть два варианта – купить «ЛитРес или договорится с ним о партнерстве».
В самом «ЛитРес» не успели предоставить комментарий к моменту выхода публикации.
А есть ли рынок?
В оценке того, как приход такого крупного игрока, как Amazon скажется на российском рынке цифрового контента, мнения его участников разнятся.
Согласно данным отчета, подготовленного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, объем продаж легальных электронных книг в России по итогам 2011 г. достиг 135 млн руб. По данным, «ЛитРес», cредние темпы роста рынка составляют 122% в год. Таким образом, при сохранении данной динамики его объем к 2015-2017 г. может составить около 3 млрд руб. или примерно 5% от всего книжного рынка. При этом, в рамках общемировой тенденции, рост рынка электронного контента будет происходить на фоне падения продаж печатных книг, отмечается в презентации, предоставленной «ЛитРес».
Однако основной конкурент электронных книг в России — это не бумажные книги, а так называемый «серый» контент, который находится в открытом доступе. «Сейчас в России отсутствует законодательная база, которая бы препятствовала его распространению», — отмечает Денис Котов. Поэтому продажа электронных книг может существовать в нашей стране скорее как некий элемент лояльности. «К примеру, в «Буквоеде» мы рассматриваем электронные версии как часть глобального сервиса – покупатель должен иметь возможность получить нужную ему продукцию в любом виде. Продажи цифрового контента составляют в нашей сети менее 1% от общего объема», — отметил топ-менеджер.
По мнению Андрея Чечина, выход на российский рынок Amazon не сможет изменить ситуацию одномоментно, однако в перспективе будет способствовать более активному росту рынка электронных книг. «Американский ритейлер будет делать ставку на тренд-сеттеров и постепенно научит российского потребителя платить за электронный контент, как это принято на Западе, потому что это будет модно», — считает топ-менеджер.
Справка
Онлайн-магазин Amazon основан в 1994 г. По итогам 2012 г. его продажи достигли $61 млрд. Сейчас Amazon официально представлен в Бразилии, Канаде, Китае, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании, Великобритании и США.