Россия перестала быть золотоносным Эльдорадо для ведущих мировых производителей крепкого алкоголя. Как следует из данных Федеральной таможенной службы за 2012 год (есть в распоряжении РБК daily), большая тройка игроков — Diageo, Pernod Ricard и Bacardi — теряет здесь свою долю в основных категориях спиртного, а в некоторых сегментах даже снижает физические объемы поставок. Эта тенденция связана с насыщением российского рынка и снижением роста доходов населения.

Нулевые годы стали временем бурного роста импорта крепкого алкоголя в Россию. Виски, ром, текила, джин ежегодно демонстрировали прирост на 50—60%, что дало повод некоторым западным журналистам сделать поспешный вывод о том, что россияне отказываются от водки в пользу иностранных напитков. Российские эксперты были осторожнее в оценках, указывая, что основными причинами увеличения интереса к импортному алкоголю стали, с одной стороны, рост доходов определенной группы населения, с другой — игра на понижение цен со стороны поставщиков.

Возможно, 2012-й станет последним годом, когда импортеры крепкого алкоголя в Россию демонстрировали позитивные показатели. Общий рост поставок составил 12,48 млн дал, что на 10,1% выше показателей 2011 года. По крупнейшим категориям (виски, ром, текила, джин) также зафиксирован рост, однако он несравним с темпами 2011 года. Например, поставки виски в Россию выросли на 16,87% и составили 3,89 млн дал. В 2011 году рост в этой категории достигал 66,02%. Такая же картина наблюдается и в других сегментах.

По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, в подобной статистике нет ничего удивительного. «Рынок алкоголя отражает социально-экономические процессы, которые происходят в обществе, — отметил в беседе с РБК daily г-н Дробиз. — Сегмент населения, который мог позволить себе платить за дорогой импортный алкоголь, перестал расти, упали и темпы роста импорта таких продуктов. Думаю, что здесь мы достигли потолка».

Еще одним фактором, свидетельствующим о замедлении рынка импортного алкоголя, являются показатели транснациональных алкогигантов, работающих в России. Большая тройка — Diageo, Pernod Ricard, Baccardi не избежали потерь доли рынка в ключевых категориях, а в некоторых сегментах сократили и объем по­ставок. Так, крупнейший производитель виски Diageo снизил свою долю с 35,58 до 27,68%. Фактическое снижение объемов поставок составило около 1 млн л.
 
Ведущий поставщик ромов Bacardi снизил свою долю в сегменте почти на 10%, сократив поставки в Россию почти на 500 тыс. л. Лидер в категории джинов Pernod Ricard снизил свою долю с сегменте на 7,9%.
 
По мнению эксперта рынка крепкого алкоголя Эркина Тузмухамедова, гиганты теряют свои доли под напором мелких игроков, которых привлекли на рынок сообщения о растущем спросе среди россиян на импортное спиртное. «Если раньше в России было по большому счету два рома — Bacardi и Captain Morgan, то сейчас на полках стоит куча дешевой дряни, завезенной мелкими дистрибьюторами. Эта продукция за счет своей невысокой цены отъедает долю рынка у крупных брендов», — рассказал РБК daily г-н Тузмухамедов. — Кроме того, были и стратегические просчеты: тот же Diageo в борьбе с брендом William Lawsons, принадлежащим Bacardi, начал закачивать деньги в собственные эконом-марки типа Bells. В результате соперник не был побежден, а пострадали собственные, более дорогие бренды Johnnie Walker Red Label и White Horse, потерявшие объемы продаж вслед­ствие произошедшего каннибализма».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments