Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края подготовило проект изменений в постановление, регулирующее розничную торговлю алкогольной продукцией. Среди дополнительных ограничений, которые планируют ввести власти, запрет на продажу алкоголя в праздничные дни – Международный день защиты детей (1 июня), День знаний (1 сентября), а также во время проведения в школах последних звонков. Эксперты заявляют: "Оздоровительного" эффекта от таких кратковременных запретов, пусть и на постоянной основе, не будет: желающие всегда могут запастись напитками заранее. Тем не менее за последнее два месяца, когда в Перми неоднократно вводили "сухие законы" на период празднеств, ритейлеры зафиксировали снижение товарооборота. Последнее ограничение, которое вводилось во время фестиваля Rock-Line, как выяснилось, коснулось только одного магазина. В связи с этим торговая сеть "Семья" намерена обратиться в суд.
26 и 27 июня 2015 года в связи с проведением фестиваля Rock-Line в Перми был введен запрет на розничную продажу алкоголя. Согласно постановлению краевого правительства, на части территории Индустриального района нельзя было торговать горячительными напитками, в том числе пивом. Как рассказала Business Class Елена Гилязова, директор сети магазинов "Семья", единственным магазином, который попал под запрет на торговлю алкоголем в эти дни, стал магазин данной сети. "В связи с этим мы будем подавать исковое заявление в суд и обратимся с жалобой к уполномоченному по защите прав предпринимателей", – заявила она. По ее мнению, имело место создание неравных условий для участников рынка, поскольку в непосредственной близости от магазина "Семья" находится алкогольный супермаркет другого бренда, в котором торговля алкоголем во время проведения фестиваля была разрешена.
"В мае и июне сеть "Семья" понесла достаточно серьезные убытки из-за недополученного товарооборота. А в итоге государство недополучит налог на прибыль", – констатирует г-жа Гилязова. Напомним, "сухой закон" действовал в Перми 1 и 9 мая, 22 мая (последний звонок), 1 июня и 12 июня (День города). "Запрет на торговлю алкоголем в определенные дни бессмыслен, и к алкоголизации населения это не имеет никакого отношения", – уверена Елена Гилязова. Вместе с тем она отмечает, что введение запрета в День города в непосредственной близости от места празднования может быть резонным, а также нормально функционирует ограничение на торговлю алкоголем в ночное время.
Бесполезность однодневных ограничений отстаивает и Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). По его мнению, такие инициативы властей носят исключительно формальный характер, а количество потребляемого алкоголя в условиях подобных ограничений не только не уменьшится, но может даже вырасти.
"Зная, что продажа алкоголя в определенный день будет запрещена, большинство людей, таких 90%, купят все необходимое заранее. Поэтому данные запреты не могут повлиять на уровень потребления алкоголя. На мой взгляд, подобные инициативы носят характер скорее "формальной отчетности" чиновников и не являются реальной мерой в борьбе за здоровый образ жизни. Кроме того, введение ограничений по времени торговли алкоголем и сокращение точек продаж приводит к тому, что люди накапливают запасы горячительных напитков у себя дома, чтобы избежать ситуации, когда в случае необходимости приобрести алкоголь не получится. Такая "психологическая зависимость" также ведет к росту потребления", – рассуждает г-н Дробиз.
Директор ГК "Норман-Виват" Вадим Юсупов также отмечает, что те, кто готовится к празднику, купят "горячительное" заранее. Необоснованным он считает распространение подобных запретов на заведения общепита, которые также не могли торговать алкоголем во время недавнего введения разовых ограничений. "Кафе и рестораны – это закрытые заведения. В вечернее время дети там находятся под присмотром взрослых, а в ряд ночных клубов несовершеннолетних не пускают совсем", – аргументирует он.
Общепита касается еще одно предложенное изменение краевого постановления – речь идет о запрете торговли алкоголем "на вынос". Власти предлагают запретить организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальным предпринимателям, торгующим в розницу пивом, сидром, пуаре и медовухой, продавать алкоголь не для употребления на месте покупки при оказании ими услуг общественного питания.
"Допустим, человек приобрел в общепите алкоголь. С этого момента товар принадлежит ему: если захочет, он может алкоголь выпить, а может с собой унести. Как владелец заведения должен запретить это клиенту – большой вопрос. Спрашивать перед продажей, не унесет ли покупатель алкоголь с собой? Ловить людей на выходе из кафе или ресторана и отбирать напиток? – рассуждает г-н Юсупов. Важно, чтобы при принятии постановления в нем было четко прописано, как его выполнять", – заключил он.