Год основания: 2019.

Активных покупателей: 28,7 млн (2021).

Активных продавцов: 400 тыс. (2021).

Тематика: универсальный.

Владелец: Alibaba Group (47,8%), VK (15%), USM International (24,3%) и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ, 12,8%).

История

Русскоязычный раздел на китайском маркетплейсе AliExpress появился всего 10 лет назад — в 2012 году. До этого момента россияне массово не покупали через интернет в Китае (если не считать площадки Taobao), но слухи о феноменально низких ценах в тамошних онлайн-магазинах уже ходили, особенно за пределами столиц. Именно так — через сарафанное радио в регионах — AliExpress завоевал признание в стране.

Первые пару лет торговля AliExpress с Россией росла такими темпами, что вскоре маркетплейс завёл отдельную команду для работы на этом направлении. Доставляли посылки в основном «Почтой России»: китайские покупки россиян довольно быстро создали такую нагрузку на инфраструктуру, что начались проблемы — это стало одним из бустеров для более активного развития и реформирования почты. Также из-за мощного роста трансграничной онлайн-торговли правительство с некоторым опозданием принялось регулировать отрасль — в частности, устанавливать порог беспошлинного ввоза товаров.

К 2017 году маркетплейс стал крупнейшим интернет-магазином в стране, при этом он всё так же был полностью китайским: в России действовало только местное юрлицо и региональный офис. Параллельно материнская компания Alibaba вывела в Россию ещё один свой проект — маркетплейс Tmall с премиальными и локальными брендами.

В 2019 году появилось совместное предприятие китайской Alibaba Group и российских VK (тогда Mail.ru Group), USM International и РФПИ — «AliExpress Россия». Компания занялась управлением маркетплейсом в России.

Как дела сейчас

Сейчас «AliExpress Россия» делит третье место по объёму рынка с «Яндекс Маркетом» — на обе площадки приходится по 3% рынка. Оборот площадки в 2021 году составил 306 млрд рублей, выручка выросла более чем в два раза до 19,2 млрд рублей, при этом маркетплейс продолжает генерировать растущий убыток — 14,3 млрд рублей по итогам 2021 года, в 3,2 раза больше, чем годом ранее.

С одной стороны, санкции только усилили позиции компании в России: сейчас на AliExpress приходятся фантастические 98% трансграничной онлайн-торговли страны. Одновременно с февраля 2022 года в принципе серьёзно упал спрос на покупки в зарубежных онлайн-магазинах: в марте россияне потратили на такие покупки на 55% меньше, чем годом ранее, при схожем росте покупок внутри страны. Теоретически, это может привести к сокращению трафика на площадке и снижению активности российских продавцов. Также по итогам первого квартала 2022 года один из совладельцев маркетплейса — холдинг VK — списал 9,87 млрд рублей из-за экономической неопределённости, которая привела к обесцениванию доли холдинга в «AliExpress Россия».

Условия для продавцов

На маркетплейсе могут торговать юрлица, ИП и самозанятые на любой системе налогообложения, кроме патента. Для регистрации нужно указать электронную почту, тип организации, ИНН, номер телефона для связи и систему налогообложения. На одну компанию можно зарегистрировать до трёх магазинов, на самозанятого — только один. Также юрлицам нужно указать почтовый адрес, если он не совпадает с юридическим, а ИП — паспортные данные и адрес регистрации.

Далее нужно подписать договор и дождаться одобрения заявки — обычно на это уходит пять рабочих дней. Карточки товаров можно создавать сразу, при этом некоторые категории будут недоступны без загрузки дополнительных документов — например, медицинские приборы, ювелирные изделия, продукты питания. Кроме того, маркетплейс может запросить документы на товарный знак.

«AliExpress Россия» работает по двум логистическим моделям.

  • FBA — фулфилмент AliExpress. Маркетплейс отвечает за всю логистику, продавец только передаёт товары на хранение. Сейчас склады площадки есть только в Московской и Новосибирской областях.
  • FBS — доставка силами продавца или партнёров AliExpress. Товары хранятся у продавца и доставляются транспортными компаниями или логистическими партнёрами — «Почтой России» или «Цайняо». Во втором случае «Цайняо» может как получить товар для доставки через пункт приёма, так и самостоятельно забрать с вашего склада.

Для каждой категории можно отдельно настроить шаблон доставки.

AliExpress берёт комиссию от 5% до 8% с каждой продажи в зависимости от категории и предлагает льготные условия для новичков — нулевую комиссию в первые полгода работы, за первую сотню заказов, а также за трафик, пришедший с других площадок по размеченной ссылке. Доставка первой сотни товаров весом до 30 кг бесплатна, далее она стоит 69 рублей плюс НДС за заказ весом до 2 кг. Хранение товара бесплатно в первые 60 дней, затем оно стоит 20 рублей за кубометр товаров.

Деньги от продаж поступят на счёт продавца только после того, как покупатель подтвердит доставку заказа. Если он не успеет сделать это до окончания максимального срока доставки, она будет считаться выполненной. Деньги придут на счёт в системе Alipay, их можно вывести на банковский счёт, но если покупатель не получит заказ, он откроет спор, и деньги заморозятся ещё на 15 дней. В случае, если решение примут не в пользу продавца, деньги спишут со счёта в Alipay.

Площадка присылает закрывающие документы в ЭДО до 20 числа каждого месяца — акт об оказании услуг, счёт-фактуру и отчёт о продажах. Чтобы получить бумажные документы, ещё не подписанные маркетплейсом бумаги из личного кабинета нужно распечатать в двух экземплярах, подписать и отправить почтой в офис площадки. 

Плюсы и минусы

AliExpress предлагает много разных вариантов продвижения товаров — от акций и промокодов до бустеров, которые поднимают товар в выдаче, и взаимодействия с блогерами. Также можно создавать и распространять купоны, публиковать посты в ленте на самой площадке и проводить прямые промо-эфиры. Кроме того, маркетплейс предлагает бесплатные курсы для начинающих продавцов.

С другой стороны, на площадке — огромная конкуренция не только с российскими продавцами, но и с демпингующими китайцами, что усложняет работу с товарами средней и высокой ценовых категорий. При этом россияне не могут торговать с заграницей, а деньги за продажи внутри страны приходят только после доставки и только если покупатель не открыл и не выиграл спор — то есть сроки и объёмы перечисления средств продавцу не всегда предсказуемы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.