Похоже, что супермаркеты без касс станут следующей тенденцией для многих розничных сетей. Уже сегодня на зарождающемся рынке автоматизированных магазинов наблюдается определенная конкуренция среди концепций и технологий. Такие компании, как «Amazon», «BingoBox», «Albert Heijn» могут столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны китайской компании Alibaba, которая в середине июля представила свой взгляд на автоматизацию кассовых операций в розничной торговле.
Интернет гигант электронной коммерции «Alibaba» открыл в китайском городе Ханчжоу свой вариант магазина без касс «Tao Cafe», в котором клиенты могут оплачивать покупки без привычных касс. Магазин, имеющий площадь в 200 квадратных метров, предлагает своим посетителям различные напитки, фастфуд еду и закуски. Одновременно автоматизированный магазин может принять до 50 посетителей. Чтобы войти в магазин и начать совершить покупки, посетителю достаточно иметь только смартфон с установленным на нем приложением для электронной коммерции «Taobao», через которое происходит идентификация клиента и списание денежных средств при покупках. Как только клиент покидает магазин, отсканировав QR-код, оплата за совершенные покупки автоматически списывается с его счета.
Все товары в «Tao Cafe» отцифрованы. Каждый товар, размещённый на полке, имеет цифровое распознавание. В магазине используется несколько систем датчиков и технологий распознавания для отслеживания не только товаров, но и покупок посетителей. Пока ошибки идентификации клиента имеют место быть в 0,02 % случаев, а проблемы с распознаванием товаров составляют 0,1% от всех покупок.
Товары, доступные в «Tao Cafe», дешевле на 20-30%, чем в других магазинах. В дальнейшем Alibaba планирует расширить свою систему и создать «умный магазин», который будет способен менять свой ассортимент в зависимости от пожеланий покупателей. Онлайн ритейлер уже привлекла $15 млн в финансировании для расширения своего бизнес направления.
Развитие умного шопинга связано в первую очередь с быстрым ростом и проникновением электронных платежных технологий. По данным Народного банка Китая банковские учреждения страны провели более 25,7 млрд. мобильных платежей в 2016 году, а объем сделок составил 157.55 трлн юаней ($23 трлн).
Alibaba это не первая и не последняя компания, представившая свою модель магазина без касс. На рынке уже присутствуют крупные игроки, а это может означать верный вектор поиска новых технологий автоматизации ритейла.