Американские инвестбанки готовятся получить одну из крупнейших в истории комиссию за вывод компании на фондовую биржу. IPO Alibaba может принести им около 400 млн долл. Причем в случае китайского интернет-гиганта комиссионные составят только 2% от объема размещения против традиционных для США 4%. Это связано с тем, что финансисты активно конкурировали друг с другом за право участия в престижном размещении.
Процесс активной подготовки Alibaba к IPO стартует 25 марта, когда компания проведет официальную встречу с представителями банков и юристами, которые готовят сделку, сообщило Reuters. Заявка на проведение размещения, как ожидается, будет подана в апреле, а сам листинг состоится во втором или третьем квартале. Аналитики оценивают компанию в 140—200 млрд долл. и предполагают, что в ходе IPO она может привлечь от 15 млрд до 25 млрд долл.
Alibaba заплатит организаторам своего размещения около 2% комиссии, сообщила The Financial Times со ссылкой на людей, близких к подготовке IPO. Они рассчитывают, что объем сделки превысит 16,1 млрд долл., которые в 2012 году привлек Facebook. Если Alibaba в ходе листинга привлечет 20 млрд долл., то комиссионные инвестбанков составят 400 млн долл. Ранее сообщалось, что ведущими организаторами размещения выступят Credit Suisse, Morgan Stanley, Goldman Sachs, JP Morgan и Deutsche Bank и, возможно, Citigroup.
В этом случае IPO Alibaba, занимающей 80% рынка электронной коммерции КНР, станет источником четвертого по величине заработка для банков в истории, свидетельствуют данные исследовательской компании Dealogic. Крупнейшие на данный момент комиссионные в 533,7 млн долл. финансистам принесло IPO Visa в 2008 году, когда компания привлекла 19,65 млрд долл. Заработки банков от выхода на биржу Alibabа также могут превысить комиссии от размещений ICBC и NTT Mobile Communications.
В относительном выражении комиссионные от размещения Alibaba будут намного ближе к средним с 2010 года ставкам для крупных размещений (более 1 млрд долл.) в Гонконге (2,3%), а не в США (3,9%), подсчитала Dealogic. Это связано с тем, что конкуренция за IPO именитых компаний в Азии намного выше, чем в США. Участие в подготовке IPO Alibaba, которое может стать одним из крупнейших в истории, для финансистов определенно является вопросом престижа. Аналогичная ситуация была в случае с Facebook, которая заплатила банкам-организаторам комиссионные по ставке 1,1% (около 200 млн долл.).
За IPO Alibaba активно борются и ведущие американские торговые площадки — NYSE и NASDAQ. По данным The Wall Street Journal, Нью-Йоркская фондовая биржа пока опережает своего конкурента. В прошлом году NYSE впервые за 19 лет привлекла больше размещений акций компаний технологического сектора (включая Twitter), чем NASDAQ. И для бирж, и для инвестбанков работа с Alibaba — это заявка на сотрудничество в будущем с другими китайскими компаниями, которые после двухлетнего перерыва снова потянулись на американские биржи. В 2013 году они привлекли от инвесторов в США 907 млн долл., в пять раз больше, чем годом ранее.