Владельцы многих франшиз в последнее время активнее идут в регионы. Но там им предстоит конкурировать с сильными местными брэндами.
По прогнозам исследовательской компании NeoAnalytics, в 2013 году российский рынок франшиз вырастет на 35% в денежном выражении — преимущественно за счет активности региональных покупателей.
"Наиболее динамично спрос на франшизы увеличивается в Уральском, Приволжском, Сибирском федеральных округах — здесь наблюдается более быстрый рост доходов и развитие ритейла, чем в других регионах,— говорит генеральный директор NeoAnalytics Ольга Луцева.— Из-за проведения Олимпиады активная экспансия франшиз из сферы фастфуда и ритейла наблюдается в Краснодарском крае".
Франчайзеров идти в регионы заставляет несколько причин: более низкая, чем в Москве, арендная плата, большее количество свободных торговых площадей. Кроме того, в ближайшие пару лет в стране ожидается ухудшение темпов прироста макроэкономических показателей. Во время кризиса более устойчивыми становятся франшизы эконом-сегмента, наиболее востребованные в регионах.
Под региональную экспансию владельцы франшиз разрабатывают "облегченные" концепции. Для городов с населением 50-100 тыс. человек компании предлагают франшизы мини-форматов. Они представляют собой небольшие по площади точки с узким ассортиментом, который сформирован из базовых недорогих позиций.
По словам руководителя отдела продаж компании "Франкон" Анны Рождественской, сейчас в России появляются франшизы в тех сферах, которые ранее не были охвачены франчайзингом. Например, скоро свою концепцию представит рынку компания, оказывающая услуги в проведении инвентаризации. В европейских странах этот формат достаточно распространен, а для России он пока совсем новый.
Набирает обороты конверсионный франчайзинг, который в нашей стране раньше существовал в виде "штучных" предложений. "Конверсионный франчайзинг — это способ ведения бизнеса, при котором к франшизной системе "под зонтичный брэнд франшизодателя" присоединяется действующее самостоятельное предприятие (аналогичного или смежного профиля), владелец бизнеса которого заключает с компанией-франшизодателем договор о предоставлении франшизы",— говорит Анна Рождественская. Например, один из операторов фитнес-услуг в прошлом году параллельно с моделью классического франчайзинга запустил программу конверсионного франчайзинга. За первый год компания добилась хороших результатов — 24 реализованных партнерских проекта под брэндом FitStudio.
Еще одна тенденция — активность региональных компаний, желающих разрабатывать и развивать собственную франшизу. Особенно это касается сегмента общественного питания. Причем развитие региональных франшиз иногда складывается успешнее, чем федеральных. Местные брэнды могут быть более популярны в своем регионе, и есть большая вероятность, что предприниматели из соседних регионов как раз предпочтут именно франчайзинг "знакомых" концепций. Один из подобных примеров — сеть тюменских офисов недвижимости "Этажи", которая развивается, планомерно присоединяя игроков из ближайших регионов. Еще один плюс реализации региональных франшиз заключается в том, что этот бизнес апробирован в регионе, а не в Москве. Поэтому его показатели и успешность выглядят более реалистичными для потенциальных франчайзи.
Зачастую региональные владельцы франшиз оказываются гораздо более подготовленными к тиражированию своего бизнеса, чем столичные конкуренты. Перед стартом они имеют серьезные документы, брэндбуки и лучшее понимание специфики развития регионального бизнеса.
"Региональные франчайзи очень последовательно относятся к развитию собственного бизнеса: открывают точки, развивают сеть, тестируют разные форматы, доказывают на практике, что бизнес жизнеспособен, а только потом приходят к его тиражированию,— говорит Рождественская.— В Москве нередко появляются свежие идеи, привезенные с европейских и американских рынков. Часто франшизы начинают тиражироваться, не раскрывшись полностью и не доказав свою эффективность".
С увеличением количества предложений франшиз конкуренция между франчайзерами усилилась. Чтобы получить покупателей, компании стали внедрять неценовые методы привлечения клиентов: предоставлять в аренду торговое оборудование, частично компенсировать затраты на составление дизайн-проекта торговой точки, забирать или обменивать товарные остатки и т. п.