Акционер "Юлмарта" Дмитрий Костыгин и совладелец "ЦентрОбуви" Дмитрий Вернимонт планируют запустить универсальную онлайн-площадку для продажи складских остатков. Их доля у ретейлеров может достигать 30% от оборота.
Гиганты займутся остатками
Совладелец крупнейшего российского интернет-ретейлера "Юлмарт", сетей "Дикая орхидея", "Рив Гош" и "Улыбка радуги" Дмитрий Костыгин запустит вместе с акционером "ЦентрОбуви" Дмитрием Вернимонтом онлайн-аукцион товарных остатков. Согласно данным "СПАРК-Интерфакс", в декабре 2016 года бизнесмены создали АО "Стокмастер" (Костыгину принадлежит 50,5% акций, остальное — у Вернимонта).
Дмитрий Вернимонт подтвердил РБК создание компании, Костыгин на запрос не ответил.
"Стокмастер" станет оператором торговой площадки. По словам Вернимонта, на ней будет реализовываться "некоммерческий объем остатков", который образуется у ретейлеров, когда компании, например, выходят из бизнеса или не успевают продать товар. "Стокмастер" будет выкупать эти стоки (речь идет о разных товарных категориях) и выставлять в сети. Как один из вариантов партнеры рассматривают аукционную модель продажи этих партий, говорит Вернимонт. Также пока не решено, станет ли аукцион понижающим или повышающим.
Планируемые инвестиции в проект Вернимонт раскрывать не стал. Однако заметил, что партнеры "готовы развивать направление и вкладывать сопоставимые деньги", а также привлекать соинвесторов, если бизнес-модель окажется успешной. Кроме того, собеседник РБК добавил, что он и Костыгин ранее вложились в похожий проект Small Horse (по данным СПАРК, среди акционеров этой компании их нет).
Small Horse был запущен в 2016 году и позиционируется как "первая российская платформа онлайн-аукционов, где в качестве лотов представлены товары из тысяч категорий". Генеральный директор компании Miiix (управляет Small Horse) Сергей Рябов ранее рассказывал журналу Retail & Loyalty, что площадка торгует стоками других магазинов, которые в non-food ретейлe достигают около 20–30% от общего объема товаров. Связаться с представителями Small Horse не удалось.
Small Horse является площадкой, где тестируются технологии и бизнес-модели, и нет гарантии, что именно она станет основным сайтом, пояснил РБК Вернимонт. По его словам, "Стокмастер" может создать собственный сайт.
Костыгин также тестировал модель продажи стоков в "Юлмарте". В 2016 году ретейлер запустил сайт "Сливы.ру", где продаются его собственные стоки.
Мода на распродажи
Магазины стоков активно развиваются в офлайне, например на рынке одежды, говорит партнер Deloitte Егор Метелкин. По его мнению, подобный бизнес в интернете может быть более прибыльным, поскольку требует меньших затрат. Спрос на остатки увеличился во время кризиса и вряд ли сократится в ближайшие годы, считает собеседник РБК. Российский потребитель живет в новой экономической реальности и даже при увеличении дохода будет относиться к тратам с осторожностью, полагает он.
Цена является основным фактором для российского потребителя при покупках как в традиционной рознице (об этом заявили 81% покупателей, опрошенных в ходе исследования UBS Evidence Lab), так и в интернете (около 80% российских онлайн-покупателей хоть раз за год использовали промокоды или купоны, говорилось в исследовании KPMG). Оба исследования оценивали поведение российских потребителей в 2016 году.
Согласно статистке Росстата, объем российского рынка non-food ретейла составил в 2016 году 14,45 трлн руб. Продажи одежды, обуви и аксессуаров аналитики Fashion consulting group оценили в 2,3 трлн руб., что на 1% больше, чем в 2015 году. При этом на сегмент офпрайс (продажи остатков брендовой одежды со значительными скидками) приходится примерно 2–4% от рынка fashion retail, сказал РБК представитель компании KupiVip.
Доля стоков у ретейлеров, торгующих товарами для дома, техникой и электроникой, может достигать 30%, учитывая, что примерно столько же товаров ежегодно выводится из ассортимента, считает кандидат экономических наук Равиль Шахмуратов, ранее возглавлявший отделы продаж в ряде крупных компаний. Доля остатков может разниться от 5 до 30% в зависимости от категории товара и сезона, говорит партнер EY Александр Горский. По его словам, при этом не все стоки будут доступны для выкупа.
Необходимость распродажи складских остатков у игроков рынка возникает не так часто, и крупные ретейлеры избавляются от них самостоятельно — на собственных распродажах и акциях, поясняет президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. Сама АКИТ, в которую входят Lamoda, "М.Видео", "Детский мир", "Спортмастер" и еще около 30 магазинов, в 2016 году запустила агрегатор товаров со скидками — Onedaysale. Площадка не приобретает товары и не хранит их, а просто информирует покупателей о скидочных предложениях.
В июле 2016 года специальный раздел с остатками появился у Ozon.ru, правда, продается там только одежда, рассказала РБК представитель онлайн-ретейлера Мария Назамутдинова. По ее словам, стоковые товары покупают не только конечные потребители, но и компании для последующей перепродажи.
Бизнес-модель "Стокмастера" интересна, но не оригинальна, считает Федоров. Кроме того, аукционная система не прижилась в России: например, основанный на ней Molotok закрылся в 2015 году, напоминает Федоров. Несмотря на это, благодаря низким ценам проект "займет свою долю рынка при существенном вливании денежных средств", резюмирует глава ассоциации.
Опрошенные РБК участники рынка и аналитики отказались оценить возможный объем инвестиций в "Стокмастер", сославшись на недостаток информации о проекте.