Крупный германский производитель алкогольных напитков — компания Berentzen — собирается расширять производство за счет экспансии на внешних рынках. В России немцы рассчитывают по недорогой цене приобрести водочные активы и наладить производство «русского национального напитка». Ставка делается на элитный водочный бренд Puschkin.
Berentzen известна своими фруктовыми ликерами, шнапсом и водкой, но помимо алкогольной продукции, немцы планируют расширять производство и безалкогольных напитков. Однако алкогольная продукция останется главной сферой производства и в среднесрочной перспективе концерн видит большой потенциал на рынках Индии и Китая. В более же близких планах значится экспансия на рынках стран с европейским типом потребления алкогольной продукции. На 2011 год, в частности, компания наметила расширение путем приобретения филиалов за границей.
Основной интерес для концерна из Нижней Саксонии на данный момент представляют США, Чехия, Нидерланды и Россия. Рынки именно этих стран руководство компании считает наиболее перспективными.
Как пишет газета Welt, в России компания планирует сосредоточиться на производстве водки и купить для этого винно-водочные заводы. «Если мы найдем что-либо за приемлемую цену, то приобретем это. Там у нас географический пробел», — приводит газета слова председателя правления Berentzen Штефана Блашака (Stefan Blaschak).
Представляя отчет за первую половину 2010 года, немецкий концерн сообщил об увеличении объемов продаж фруктовых ликеров на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а водки Puschkin — на 11%. Всего же чистая прибыль предприятия за 2009 год составила 3,8 млн евро.
Как считает гендиректор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, выбор мощностей, которые могли бы купить в России для производства своей продукции немцы — «безграничен», и многие средние операторы алкогольного рынка с удовольствием продались бы иностранцам за хорошую цену. Но он крайне удивлен намерениям германского производителя.
«Сегодня покупать в России производственные мощности — затея рискованная и крайне неразумная, поскольку у нас на рынке наступил революционный период, и политика государства направлена на сокращение числа операторов на алкогольном рынке», — заявил BFM.ru эксперт.
Поэтому статус многих дистрибьютеров и производителей в настоящее время находится в подвешенном состоянии и, как напомнил Вадим Дробиз, некоторые непрофильные операторы, которые купили алкогольные мощности в 2008 году, уже об этом пожалели: им пришлось их продать в конце 2009–начале 2010 года, так и не получив вожделенную лицензию. «Покупать здесь производства можно, только если иметь серьезный административный ресурс и немцы должны это учитывать», — считает эксперт.
Кроме того, иностранцам традиционно сложно работать на русском алкогольном рынке. «Первыми в России наладила производство своей водки Smirnoff американская компания Diageo, но несколько лет назад ей пришлось прекратить ее выпуск. Pernod Ricard выпускает у нас водку «Алтай», но мало занималась этим брендом, поэтому успеха с ним ни у нас, ни за границей не добилась. Самые успешные пока — украинцы, например, «СоюзВиктан». Но этой компании удается работать в России только с украинскими брендами, то есть с горилкой. Пробовала купить что-то «Хортица», но в связи с кризисом отказалась от этого, а, например, Nemiroff так и не купил ничего и теперь его самого покупают», — комментирует незавидные итоги зарубежной водочной экспансии на российском рынке эксперт.
«Я бы на месте Berentzen сначала наладил в России производство своей водки по контракту, чтобы приглядеться к нашему рынку», — советует Вадим Дробиз.
Изначально водка Puschkin производилась авторитетной компанией Konig & Schlichte из Берлина, но в 1990 году маркой завладела компания Berentzen и стала выпускать этот продукт, изменив дизайн и технологию его приготовления. Сейчас эта премиальная марка занимает по популярности первое-второе место в Германии.
Но успех в Германии не является гарантией его повторения в России. «Самой первой премиальной водкой, производство которой иностранцы здесь наладили — была водка «Чайковский», потом выпускалась водка «Юрий Долгорукий», но все они не имели особого успеха. Поэтому громкое название ничего особого на нашем рынке не значит», — полагает Дробиз.
Отметим, что российские производители вовсю используют в продажах имя великого русского поэта. Например, ЗАО «Псковпищепром» выпускает «Водку Пушкин» — элитный продукт класса премиум.
«Конфликты у немцев из-за названия обязательно возникнут. Никто им просто так выпускать здесь водку Puschkin не даст», — предрекает Вадим Дробиз.