Согласно данным новой версии отчета RETAILER RUSSIA TOP-200 (RRTOP-200), на рынке продовольственных гипермаркетов (FMCG+) по итогам 2014 г. девять ритейлеров из 14-ти сократили долю рынка. К ним относятся X5 Retail Group, Metro Cash&Carry, ГК "О’Кей", "Седьмой континент", курская "Корпорация "Гринн" (сеть "Линия"), компания "Оптовик" (сети "Эссен", "Камилла"), челябинская компания "Молл" ("Молния", Spar), петербургская Prisma и новосибирский "Сибирский гигант". По итогам 2013 г. таких компаний было всего пять.
Чтобы не потерять долю рынка, в 2014 г. ритейлеру сегмента FMCG+ необходимо было нарастить свою выручку по отношению к 2013 г. не менее, чем на 21% — на столько увеличился объем рынка FMCG+ в России, посчитали в ИД RETAILER. Увеличить долю рынка удалось только пяти быстрорастущим компаниям — к ним относятся "Магнит", "Ашан", "Лента", "Глобус" и "Зельгрос".
В исследовании подчеркивается значение показателя "доля на рынке" для все большего количества участников рынка. Игроки отмечают, что доля на рынке позволяет получать преимущества в переговорах с контрагентами. По словам руководителя отдела корпоративных коммуникаций сети "Глобус" Натальи Рычковой, с увеличением доли компания становится известнее, что оказывает влияние на взаимоотношения с представителями государственных органов, поставщиками товаров и услуг, сотрудниками и потенциальными работниками. Для поставщиков растущая доля является существенным аргументом при переговорах, поскольку в таком случае они могут планировать увеличение объемов собственного производства и бизнеса в будущем, отмечает директор по внешним коммуникациям "Ашан Россия" Мария Курносова.
Понимание и знание своей доли на рынке влияет и на стратегию развития ритейлера в целом. Для компании важно знать объем всего рынка и какую долю она занимает, для того, чтобы понимать, стоит ли инвестировать в текущую деятельность, говорит Мария Курносова.
Рост на фоне падения
В 2015 г. впервые за шесть лет российский рынок розничной торговли показал падение. При инфляции на уровне 7,9% за январь-апрель текущего года оборот розницы, согласно Росстату, сократился на 7,5%. "В таких условиях борьба за долю на рынке серьезно обостряется. Одно дело — расти на растущем рынке, а кто умеет расти на падающем?" — говорит Даниил Сомов, управляющий партнер ИД RETAILER.
"Макроиндикаторы отчета RRTOP-200 указывают на то, что в текущем году продолжится тенденция к увеличению количества компаний, потерявших свою долю на рынке по итогам 2015 г. и, соответственно, уменьшению — нарастивших. И сколько не выживет — еще предстоит нам подсчитать", — резюмировал эксперт.
Исследование RETAILER RUSSIA TOP-200 будет представлено в Москве 4 июня в рамках "Недели российского ритейла" .
К компаниям рынка FMCG+ относятся ритейлеры, не менее 10% выручки которых формируют гипермаркеты.