В рамках спецпроекта «Технологии в ритейле – 2018» мы побеседовали с Сергеем Барсуковым, президентом компании Profindustry.

«Профиндустрия» работает на относительно молодом рынке онлайн-инкассации. Расскажите, что сейчас происходит в этом сегменте.

— Технология уже известна, постепенно пилоты становятся реальными проектами. Я бы сказал, рынок переживает вторую волну. Даже те, кто первыми 2-3 года назад попробовали еще «сырое» или не подходящее под их задачи оборудование, снова вернулись к вопросу автоматизации инкассации.

В какую сторону будет двигаться рынок, по вашему мнению, и почему?

— Процесс перехода ритейлеров на использование АДМ уже не остановить. Рынок будет расти в первую очередь за счет наиболее сбалансированных решений, продуманных с технологической точки зрения и гибких к задачам клиента.

Как вы оцениваете вероятность уменьшения объема наличного денежного обращения за счет бурного развития альтернативных способов оплат, бесконтактных платежей и так далее?

— Как показывает статистика ЦБ, мнения о скором отказе от наличных не совсем обоснованы. Количество наличных денег в обращении год от года растет или остается на прежнем уровне. Да, несомненно, развитие безналичных платежей будет продолжаться, особенно в крупных городах, но в ближайшие 15-20 лет в общем объеме наличные останутся основным средством оплаты покупок в ритейле. Это подтверждает также и статистика европейских стран.

В настоящий момент в России порядка 80% операций в розничной торговле проводятся за наличный расчет. Мы наблюдаем, что набирают популярность сервисы типа Apple Pay, Samsung Pay и подобные, однако на отечественном рынке по-прежнему господствует наличный оборот денежных средств, и есть все основания полагать, что этот тренд сохранится надолго. Ситуация отличается только в Москве, Санкт-Петербурге и в еще нескольких крупных городах.

В этих регионах есть сети с соотношением «нал/безнал» 50% на 50%, порой даже 60% (безнал) на 40% (нал). Но в других регионах ситуация противоположная. В среднем масса наличных денег увеличивается на 7-8% год от года, причем эта тенденция наблюдается не только в России, но и во всем мире. В итоге, хотя процент безналичных операций растет, динамики к уменьшению массы наличных нет.

Надо понимать, что безналичный эквайринг в среднем в 10 раз дороже обработки наличных. Этот фактор, достаточно серьезно сдерживает развитие безналичных платежей. Я встречал случаи, когда ритейлеры задумываются над тем, как уменьшить долю безналичных платежей или хотя бы удерживать ее на прежнем уровне. Их потери на безнале — порядка 1-2% от оборота, что весьма ощутимо, если оборот миллиардный.

Какие преимущества даёт автоматизированная депозитная машина?

— Автоматизированная депозитная машина Moniron ADM позволяет производить в автоматическом режиме депонирование, определение подлинности, зачисление на расчётный счёт и хранение наличных денег до инкассации.

Выгоды для ритейла в том, что online-инкассация обеспечивает зачисление средств на расчетный счет сразу после внесения наличных денег в АДМ. Кроме того, АДМ Moniron проверяет денежную массу на подлинность: в банк не сдаются фальшивые купюры, исключены проблемы с разбирательствами и административным стрессом, сведен к нулю фактор человеческой ошибки.

Практика показывает, что кассиры нередко ошибаются, считая купюры вручную или с помощью простого счетчика. В итоге в банк сдается меньшая (или большая) сумма, чем указано. Банк вынужден производить пересчет, составляется акт, затем происходит повторный пересчет, а комиссия взимается от всей сданной в инкассацию суммы, а не от величины недостачи.

Если подытожить, то преимущества выглядят так:

Оптимизация издержек, снижение расходов на персонал и дополнительное оборудование. Деньги не надо обрабатывать вручную, проверять подлинность и пересчитывать – всё это делает АДМ.

Внесение наличных 24 часа в сутки. Свободный график инкассации, который позволяет настроить оптимальную маршрутизацию между точками и уменьшить количество выездов благодаря системе мониторинга заполняемости АДМ выручкой.

Online-зачисление средств на р/счёт. Это ключевое преимущество для многих ритейлеров. В случае с классической инкассацией путь выручки до счёта может занимать от 2 (и более) дней. Это то время, когда деньги не работают. Моментальное зачисление наличных денег, внесённых в АДМ, на расчетный счет позволяет экономить на процентах кредитных средств и сразу же иметь доступ к ним для текущих расчетных операций и так далее.

Простота обучения и удобство. Кассир сможет работать с АДМ практически сразу же без специального обучения. Сценарий взаимодействия с устройством, включающий в себя авторизацию, внесение денег и операцию зачисления, очень прост и понятен любому кассовому работнику.

Насколько это безопасное решение по сравнению с классической инкассацией?

— Главное для ритейлера то, что после внесения наличных денег в АДМ ответственным за них становится банк. Традиционно в ритейле не так хорошо организован мониторинг, как в банках. Деньги лежат в мешке, мешок в сейфе, и отвечает за это ритейлер. В случае АДМ Moniron риски переходят банку, а банк ими управляет разными способами – перестрахованием, проверкой ГОСТов сейфа и т.д. В самом устройстве деньги защищены надежным сейфом с электронным замком.

На кого в первую очередь рассчитаны АДМ? Какие бизнесы — основные потребители таких устройств?

— Автоматизация инкассации и оптимизация издержек на обработку наличных денег – сегодня это задача любых торговых или сервисных организаций независимо от масштаба их бизнеса.

Как правильно выбрать АДМ? Какое устройство удобнее в эксплуатации — российское или импортное?

— Наши разработки уникальны, мы не копируем решения, созданные в других странах. Представьте такую ситуацию: на рынке появляется партия фальшивых купюр, и купюроприемник зарубежного производства принимает банкноты из этой партии. Об этом сообщается в российское представительство производителя, те пытаются донести проблему до головного офиса – и этот процесс может тянуться от трех недель до года. Что делать? То ли остановить функцию приема номинала, то ли не останавливать и принимать риски на себя. Вот почему так важна скорость реакции на эту проблему российской компании.

*материал опубликован на правах рекламы

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments