Поставщики товаров говорят о своей готовности разрывать отношения с небольшой торговой сетью Петербурга. Владельцы магазинов "7-я СемьЯ" выдвинули такие условия, при которых сотрудничество становится убыточным, — считают производители и дистрибуторы товаров. В сути конфликта разбиралась "Фонтанка".
В редакцию "Фонтанки" обратились поставщики торговой сети "7-я СемьЯ" (входит в компанию "ТД Интерторг"). Представители крупных дистрибуторских компаний жалуются: их права нарушает небольшая торговая сеть, выступающая в сегменте "дешевых магазинов у дома". Владельцы торговых точек предложили поставщикам самостоятельно оплачивать все расходы магазинов на мониторинг рынка, исследование предложений конкурентов, а также платить за ввод товара в ассортимент магазина.
"Конечно, практически все сети взимают такую плату, но это делается неофициально, по договоренности с конкретным поставщиком. Здесь же сетевик прописывает эти расходы в официальном договоре", — прокомментировал представитель компании-поставщика на условиях анонимности.
Как сказано в упомянутом договоре, за "коммерческий ввод" (то есть за размещение товара на полке магазина) сети "7-я СемьЯ" придется заплатить 3100 рублей только за одно наименование, в гипермаркете "Идея"(также входит в компанию "ТД Интерторг") — 4600 рублей. В документе, который предоставили "Фонтанке" поставщики, указывается и то, что наценка магазина на любой товар будет не меньше 40%. При этом торговцы настаивают: итоговая стоимость продукта не должна быть выше, чем в других гипермаркетах города. Еще магазин запрашивает с поставщиков ежегодную плату за сотрудничество в размере 50 тысяч рублей.
Конфликт из-за необоснованных требований с этой же сетью, по данным нашего издания, возник также у компаний "Крафт Фудс" (поставщик шоколада и кофе) и "Нестле". Бизнесменов, привыкших работать по евростандартам, мягко говоря, удивили условия, предложенные отечественными предпринимателями. Официально комментировать ситуацию в компаниях пока не хотят: надеются, что недоразумение удастся решить мирным путем. Однако существование конфликта с сетью не отрицают. При этом наблюдатели отмечают — если договориться не получится, скорее всего, поставщики просто перестанут сотрудничать с этой сетью.
"Поведение "7-я СемьЯ" выглядит странным во время кризиса, — говорят поставщики. — Сейчас сети, напротив, стараются договориться, чтобы выжить в сложное время и сохранить хороший ассортимент товаров".
В самой сети также удивлены тем, что ситуация вышла за пределы бизнес-сообщества. "Что за поставщики к вам обратились? — недоумевает руководитель отдела закупок компании "ТД Интерторг" Ольга Колесова. — Если у наших партнеров возникают вопросы, они обычно договариваются с нами напрямую". Также Колесова отметила, что договоры с поставщиками сеть заключает по условиям, согласованным обеими сторонами.
Другие сетевики в целом поддерживают коллег, говоря о том, что после визита главы правительства Владимира Путина в "Перекресток", где он указал на высокие наценки и недостаточное внимание местной продукции, поставщики стали буквально закидывать сетевиков всевозможными жалобами, требовать льготных условий.
При этом руководство большинства сетевых магазинов заявляет, что во время кризиса им и так пришлось снизить наценку до минимума. По словам главного исполнительного директора X5 Retail Group Льва Хасиса, в гипермаркетах "Перекресток" более 150 товаров продаются вообще без наценки, на 350 наименований наценка магазина составляет 5%.
Сетевики, правда, не отрицают, что взимают плату за "коммерческий ввод" товара. Как прокомментировали "Фонтанке" в компании "Лента", "чтобы ввести товар в магазин, его нужно завести в базу, внести изменения в план выкладки, чтобы товар нашел свое место на полке. Все это — затраты временных и человеческих ресурсов. Представьте на минуту ситуацию, что поставщик может менять свой ассортимент хоть каждый день. Сети будут вынуждены поднять цены на товары, чтобы платить зарплату сотрудникам. Поэтому сейчас поставщик, вводя новый товар, оплачивает услуги по его вводу в ассортимент".
Напомним, противостоянию "сети-поставщики" уже не один год. Первые злоупотребляют своим лидирующем положением на рынке (в Петербурге сетевые магазины занимают до 80%), уверенно апеллируя к большим объемам продаж. Поставщикам пока не удавалось добиться серьезных уступок.