Революция в ритейле: что изменит розницу в ближайшие годы

Гипермаркеты и интернет-магазины сильно изменили стилистику российского шопинга последних десяти лет. Но следующее десятилетие принесет просто фантастические перемены. В моду войдут виртуальные зеркала и 3D-примерочные, исчезнут гигантские шоу-румы, а профессия кассира попадет в разряд вымирающих.

Магазины станут другими

Ритейл — один из самых динамично развивающихся сегментов бизнеса. Всего двадцать лет назад в нашей стране основу торговли составляли уличные рынки и "убитые" помещения советских магазинов. Сейчас в каждом городе-миллионнике десятки новых торговых центров.

Мы радуемся блеску витрин, концентрации под одной крышей самых разных магазинов и развлечений. И не замечаем, как в торговле накапливается критическая масса новых технологий. Сложно сказать, когда именно — через год или через пять лет — но эти технологии неизбежно изменят лицо ритейла. Магазины станут другими. Многих форматов торговли, к которым мы привыкли, в будущем может и не остаться.

Практически все торговые сети сейчас расширяют свое присутствие в Интернете. В тех сегментах розницы, в которых доля онлайн-продаж  выросла сильнее всего (а это торговля бытовой техникой и цифровыми устройствами), уже меняется сам формат магазинов. Невозможно выставить все образцы товаров на полки — ассортимент слишком велик. Невыгодно тратить деньги на содержание огромных шоу-румов. Вдоль рядов с холодильниками и стиральными машинами покупатели ходят все реже. Многие из них уже предпочитают выбирать товар на сайте.

На наших глазах онлайн-торговля приводит к изменению устройства и внешнего многих таких магазинов. Некоторые торговые точки уже превратились в гигантские вендинговые аппараты или в склады, где люди просто получают заказы. Например, гипермаркеты Wikimart, которые открылись в Москве и Новосибирске, как раз выполняют такую функцию. Еще удобнее для покупателя, когда выбранный товар ему доставляют на дом. Думаю, через некоторое время огромные магазины бытовой техники исчезнут как динозавры. И в центре, и на окраинах будут маленькие магазинчики с электронными каталогами, а где-то за городом будут располагаться склады, с которых будет осуществляться доставка товаров на дом.

Изменения затрагивают и другие сегменты ритейла. Так, мы предпочли наше новое направление товаров для дома развивать не в формате традиционной розницы, а в формате каталожной и онлайн-торговли. А в наших обувных магазинах представляем лишь отдельные образцы товара. За полтора года работы проекта его доля в розничной выручке уже достигла 2%.

Скоро перестанем ходить за продуктами

В девятнадцатом веке молочники рано утром оставляли на пороге у своих клиентов бидоны с молоком. В двадцать первом веке доставка продуктов на дом снова может стать обычным делом. Согласитесь, посещение продуктового магазина — некая суровая необходимость. За исключением праздников продуктовый набор практически неизменен: хлеб, молоко, яйца и т. д. И, как только появится возможность не совершать регулярные рейды в гипермаркеты по выходным, а больше времени выделять на отдых, большинство из нас сразу же ею воспользуется. Сейчас вся проблема именно в том, как организовать оперативную доставку скоропортящихся продуктов, обеспечить их сохранность и т.д. Как только появится оператор, который решит эту задачу, он и станет инициатором колоссальных изменений в продуктовом ритейле. 

И это не вопрос будущего. Так, у крупнейшего в мире ритейлера — компании Walmart — уже несколько лет работает свой интернет-магазин. В нашей стране также многие значимые игроки продуктовой розницы тестируют и запускают собственные онлайн-проекты. Среди них — Магнит, О’Кей, X5 Retail Group.

И гипермаркетам, и магазинам у дома придется перестраивать свою работу, если более-менее существенная часть покупателей перестанет ходить в магазин за стандартными продуктами, вроде пакета молока и булки хлеба. Тогда весь ритейл получит мощный стимул расширять номенклатуру своих услуг.

Расширится ассортимент услуг

Робкое движение в эту сторону уже происходит. Например, в ритейл из банковского сектора переходят некоторые мелкие финансовые сервисы. В ряде магазинов можно оплачивать очередные взносы по банковским кредитам и даже услуги ЖКХ. Дальше всех в этом плане продвинулись компании сотового ритейла.

Ни у кого уже не вызывает удивление, что в салонах сотовой связи можно получить банковскую карту или оформить страховку. Кстати, перечень услуг таких салонов расширяется не только за счет финансовых сервисов. В сотовом ритейле можно также купить турпутевку, билеты на поезд и самолет, и компании достигают в этой сфере значимых успехов. Так, "Связной Трэвэл" сейчас входит в топ-5 по узнаваемости среди онлайн-трэвел агентств.

Столь широкое предложение сопутствующих товаров и услуг — это не маркетинговый ход отдельной компании. Это тренд всего розничного бизнеса. Ритейл расширяет свои рамки, и те компании, которые умеют правильно управлять дополнительным ассортиментом товаров и услуг, уверенно наращивают объемы продаж, повышают лояльность клиентов.

Технические "чудеса" сделают магазины комфортнее

Новые технологии делают ритейл более комфортным, менее консервативным. Например, в некоторых продуктовых магазинах уже появились кассы самообслуживания. Покупатель самостоятельно сканирует штрих-код товара и расплачивается за него. Вы можете возразить: ну, это продуктовые магазины, у них огромный трафик, набор товаров стандартный, поэтому кассы самообслуживания в них и востребованы. Однако эту технологию расчета пробуют и в fashion-сегменте: например, ее тестирует одежный ритейлер Zara.

Если кассы самообслуживания приживутся, – а сомневаться в этом не приходится – то потребность в кассирах резко уменьшится. Кто знает, может быть со временем представители этой профессии станут такими же редкими, как сейчас трубочисты и мастера по изготовлению конской упряжи.

Благодаря развитию цифровых технологий ритейл в будущем создаст для покупателя совершенно иную среду. Некоторые прообразы того, что нас ждет, уже появляются. Так, в одном из парфюмерных магазинов в Милане установлено 3D-зеркало. В нем посетительницы могут увидеть, как они будут выглядеть с тем или иным цветом теней для глаз.

Один из известных брендов представил 3D-технологию, позволяющую "примерять" обувь, если просто поставить ногу на определенную метку на полу в магазине. Скоро такие симуляторы появятся и для одежды. Уверен, что такая технология виртуальной примерки получит широкое распространение у клиентов интернет-магазинов и подтолкнет к еще более бурному росту онлайн-продаж в fashion-сегменте, который сейчас является самым перспективным и динамично развивающимся в России и уже находится на втором месте по объему покупок в Интернете в нашей стране.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments