Apple отмечает 35-летие в ранге крупнейшей IT-компании, в полтора раза опережая по капитализации ближайшего конкурента и многолетнего лидера индустрии — Microsoft.

Ни одна технологическая компания не вызывает такую бурю эмоций, как Apple. Попадающие "в десятку" продукты и ловкий маркетинг привели к тому, что она обзавелась самой большой в мире, голосистой армией фанатов, способных сидеть ночами в очередях перед стартом продаж очередной новинки. Ширится, впрочем, и "оппозиция" из недоброжелателей, которым надоел нескончаемый информационный шум вокруг гаджетов с "надкушенным яблоком". Поклонников Apple они считают жертвами "зомбирования" маркетологов из Купертино — и лично Стива Джобса.

Генератор идей и вдохновитель продуктов Apple Джобс давно стал культовой фигурой не только в компьютерном мире или в киноиндустрии, но и на фондовом рынке — когда появляется сообщение о том, что он болен, акции Apple дешевеют. И это серьезно: меньше года назад его компания стала самой дорогой IT-корпорацией в мире, ей есть что терять.

Компанию Apple основали в 1976 году два молодых человека, Стив Джобс и Стив Возняк. Они быстро разбогатели: IPO Apple в 1980 году было на тот момент одним из самых успешных за всю историю американского фондового рынка. В 1981 году Возняк попал в авиакатастрофу и перестал играть заметную роль в Apple, с тех пор "двигателем" компании остается Джобс.

Большую часть своей 35-летней истории Apple оставалась хотя амбициозным и известным, но все же второстепенным игроком мирового компьютерного рынка, который теснит, но все никак не опередит лидеров.

Это состояние вечно догоняющего прекрасно иллюстрирует самый известный рекламный ролик Apple ("1984"), снятый кинорежиссером Ридли Скоттом и показанный на телевидении всего один раз 27 лет назад. В нем молодая блондинка в ярко-красных шортах убегает от преследователей в полицейской форме и врывается какой-то зал с киноэкраном, с которого "Большой Брат" вещает для бритоголовой аудитории в грязно-голубых обносках (голубой — корпоративный цвет IBM). Девушка бросает в экран молот, следует яркая вспышка и сообщение о том, что скоро Apple представит новый компьютер и 1984 год — год выхода ролика — не будет похож на оруэлловский "1984".

То, что Apple может стать лидером всего IT-рынка, стало ясно лишь в 2000-х, когда в компании поняли, что пора "вылезти из компьютерной коробки" — надо выходить на смежные рынки. Сначала в 2001 году компания выпустила цифровой музыкальный плеер iPod, ставший хитом продаж. Этот успех Джобса не удалось повторить его давнему антагонисту Биллу Гейтсу: продажи музыкального плеера Microsoft Zune, выпущенного Microsoft, оказались провальными.

В 2007 году Apple выпустила смартфон с сенсорным экраном iPhone и с его помощью потеснила "непотопляемого", как казалось тогда, лидера рынка — финскую Nokia. А в 2010 году стартовали продажи недорогого планшетного компьютера iPad — благодаря ему, Apple совершила обходной маневр и нанесла разящий удар своим давним конкурентам — производителям компьютеров.

Среди последних была бы и IBM, неявно фигурировавшая в ролике "1984" — но "голубой гигант" уже успел продать бизнес по производству ПК китайской Lenovo.

Первый успех iPad год назад окончательно убедил инвесторов, что Apple — крупнейшая величина на мировом IT-рынке. В мае 2010 года Apple по капитализации обошла Microsoft, а к 1 апреля 2011 года — 35-летнему юбилею компании — разрыв между ними по капитализации превышает 100 миллиардов долларов.

При этом назвать Apple самой высокотехнологичной компанией Кремниевой долины не сможет даже самый завзятый ее поклонник. В прошлом году Apple зарегистрировала в США 563 патента. Это, конечно, вдвое больше, чем годом раньше, но в десять раз меньше, чем в 2010 году было патентов у IBM. По числу патентов Apple в прошлом году заняла в США 46 место, IBM — первое, но что с того, если Apple стоит втрое дороже?

В Кремниевой долине хватает тех, кто способен создать новые технологии. Однако только Стив Джобс знает секрет, как сделать их понятными и доступными миллионам людей — и заставить покупателей стоять в километровых очередях к кассе.

Инвесторы убедились в этом не раз. Графический интерфейс придумали в Xerox, а первым его довел до ума и использовал в своих компьютерах именно Джобс. Про светлое будущее планшетных компьютеров с сенсорными экранами и ценой в несколько сотен долларов Билл Гейтс рассказывал по всему миру восемь с половиной лет назад — а успешно воплотили эту идею в стекле, кремнии и металле инженеры Apple.

В 2010 году второй по числу полученных в США патентов компанией стала корейская Samsung, а зарабатывает на них опять-таки Джобс — Apple недавно стала крупнейшим заказчиком компонентов у корейской компании.

После того как в 1985 году акционеры Apple выгнали Стива Джобса, тот наглядно продемонстрировал всем, что он и без Apple умеет хорошо зарабатывать. Миллиардером его сделал кинобизнес: в 1995 году его компания-создатель мультфильмов с компьютерной графикой Pixar провела успешное IPO. В Apple он вернулся через пару лет, когда та терпела убытки и теряла позиции на рынке.

В условиях действия закона Мура 35 лет — не просто эпоха, а несколько эпох, составляющих историю. Но только не для Apple. Для этой компании первые 35 лет жизни — одна эпоха, эпоха Стива Джобса. Это его юбилей и его достижение.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments