Разработчики приложений для смартфонов заработали в России $160 млн, рынок растет более чем на 250% в год, оценили в J’son & Partners. К 2016 году доходы программистов составят $1,3 млрд. Прогнозы соотносятся с перспективами роста рынка смартфонов. Но пока лишь единичные приложения способны генерировать прибыль, скептичны разработчики.
Рынок мобильных приложений в России по итогам 2012 года достиг $160 млн, увеличившись за год на 256%, подсчитали эксперты J’son & Partners Consulting. Консалтинговая компания прогнозирует, что за четыре года его объем вырастет в восемь раз и к 2016 году достигнет $1,3 млрд.
В рейтинг российских разработчиков мобильных приложений вошли, в том числе, e-Legion, Hint Solutions, InfoShell, RedMadRobot, Unreal Mojo, ID Company, iD East, MobileUp, DevPocket и «Бизнес Мобайл Медиа».
Рынок мобильных приложений в России зародился в 2009 году – на год позже, чем в развитых странах, отмечают в J’son & Partners. Драйверами развития этого сегмента эксперты компании называют снижение стоимости общения через мобильные устройства, проникновение планшетных компьютеров, рост влияния мобильных социальных сетей, развитие мобильных платежных систем и мобильного банкинга, электронной коммерции, а также активное строительство сетей четвертого поколения.
Программные продукты для смартфонов, планшетов и других мобильных устройств распространяются через магазины приложений Apple App Store для iPhone и iPad, Google Play для устройств на базе Android, Windows Phone Store для гаджетов на базе мобильной операционной системы от Microsoft, BlackBerry App World для смартфонов производства Research in Motion и других.
Эти программы помогают решать различные прикладные задачи: от мобильной картографии и приема электронной почты до узкоспециализированных функций. «Они призваны облегчить жизнь пользователей мобильных устройств, а также ее разнообразить», — говорится в отчете.
Компания выделила основные направления разработки приложений для мобильных устройств – это контентные приложения для прослушивания музыки, просмотра фильмов, клипов и фотографий, чтения цифровых книг, бизнес-приложения, которые создаются для упрощения офисной работы, мобильные игры, и мобильные версии популярных социальных сетей. «Потребители продукта готовы платить не только за установку приложения, но и за дальнейший сервис и прочие услуги», — подчеркивается в исследовании.
Руководитель разработки мобильных и десктоп продуктов LinguaLeo.ru Илья Красинский считает данные J’son & Partners по российскому рынку мобильных приложений завышенными и переоцененными, поскольку по-настоящему прибыльными можно назвать лишь небольшое число мобильных приложений в России: «Их всего около 50 — первые 50 позиций Top Grossing».
«Прогнозы роста вполне реалистичны. В России сегодня смартфонами пользуются около 5-7 млн людей, в то время как интернет-аудитория составляет около 50 млн человек. Это значит, что у 43-45 млн пользователей сети пока нет смартфонов. Таким образом, рост с 5-7 млн до 50 млн вполне оправдан. За 4 года такой рост должен случится», — оптимистичен он. – А с появлением LTE-сетей еще будет больше рекламы, видео, а следовательно, и больше денег на этом рынке».
По словам Красинского, чаще всего компании разрабатывают игровые приложения (лидерами здесь являются Game Insight, Alawar и Zeptolab ), а также приложения социальных сетей (активно скачиваются приложения «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники»). Третье место делят примерно поровну бизнес и контентные приложения.
Разработчики приложений, входящих в топ кассовых, зарабатывают от несколько миллионов до десятков миллионов в месяц. «Средняя выручка на одного пользователя (ARPU) в среднем составляет от 10 центов до $10-20 на одного пользователя. Деньги начинаются от $5. Но $10-20 — это единичные игрушки», — отмечает Красинский.
По данным исследования J’son & Partners, проведенного для интернет-концерна Google, в России 40% обладателей смартфонов в 2012 году активно использовали от 1 до 4 приложений. 36% владельцев таких устройств использовали от 5 до 10 приложений. И лишь 17% пользователей смартфонов активно пользовались от 11 до 50 программами.
Самой популярной категорией среди приложений были признаны игры – доля загрузок таких программ составила по итогам прошлого года 58%. Средняя стоимость игровых приложений составляла на 2012 год 85 рублей. Самой дорогой категорией были признаны бизнес-приложения – 237 рублей; на долю таких программ приходилось 2,8% всех загрузок. На приложения из категории «инструменты» (навигация, сервисы, переводчик, антивирус, калькулятор, фонарик, батарея, обои) приходилось 14% всех загрузок.
Количество загрузок в Google Play превысило в сентябре прошлого года 25 млрд, показатель AppStore в январе 2013 года превысил 40 млрд скачиваний, Windows Phone Store преодолел отметку в 1 млрд загрузок в конце февраля.
Согласно данным J’son & Partners, за 2012 год рынок мобильных приложений в мире составил $7,83 млрд и к 2016 году он может достичь $65,79 млрд.
Верховский скептичен: «С учетом того, что население планеты составляет 7 млрд человек, вряд ли каждый житель Земли тратит $8 ежегодно на покупку мобильных приложений и доступный через них контент».