Руководство мясного переработчика "Мортадель" требует от "Дикси" вернуть свыше 100 млн руб. за неоказанные маркетинговые услуги. На схожие проблемы жалуются и другие поставщики.

"Билет на самолет"

Производитель мясных изделий "Мортадель" требует от четвертого по величине ретейлера России — сети "Дикси" — 104 млн руб., которые компания заплатила ретейлеру за "лжемаркетинг". Об этом говорится в письме (есть у РБК), отправленном на имя генерального директора "Дикси" Сергея Белякова и подписанном вице-президентом компании "Мортадель" Эльвирой Агурбаш.

Например, 35,4 млн руб. "Дикси" потребовала за услугу "соблюдение стандартов продаж", а еще 21 млн руб. — за "проведение дегустации" в магазинах. При этом в обоих случаях сначала эти же суммы выставлялись в счет оплаты уже состоявшейся акции, проведение которой не было подтверждено кассовой отчетностью, говорится в письме. Оставшиеся 47,4 млн руб. стоила "фактически не оказанная услуга" по предоставлению данных о динамике продаж. Эту оплату ретейлер назвал "билетом на самолет", так как без нее поставщик будет "выведен с торговой полки сети", утверждает Эльвира Агурбаш в письме. По ее словам, таким образом "Дикси" вынудила "Мортадель" заплатить 81% от своего месячного оборота в сети, пригрозив расторжением договора. Сейчас поставки в "Дикси" занимают 40% в структуре продаж мясоперерабатывающей компании.

Всего, согласно письму, за три года (с 2014 по 2017 год) "Мортадель" заплатил "Дикси" около 579 млн руб. за маркетинг, премии, акции и прочие услуги. До 90% своих поставок "Мортадель" совершал​​ в "Дикси" по акции — со скидкой 30–50%. Между тем торговая наценка на продукцию достигает от 180 до 220%, отмечается в письме. Скидка производителя так и не дошла до потребителя, резюмирует Агурбаш в письме и просит Сергея Белякова "не отнимать" ее у покупателя.

Вопреки отношениям

Эльвира Агурбаш, являющаяся женой владельца "Мортаделя" Николая Агурбаша, подтвердила РБК подлинность письма. По ее словам, "Дикси" — не единственный ретейлер, с которыми у поставщиков возникают подобные проблемы. По ее словам, компания рассматривает возможность направить аналогичные письма и другим крупным игрокам рынка. Назвать их Агурбаш отказалась.

Представитель "Дикси" подтвердил получение письма. По его словам, изложенная в письме информация о торговой наценке не соответствует действительности. А длительные отношения сети с ООО "Фирма "Мортадель" всегда строились строго в рамках закона, на договорной основе, причем в документах стороны неоднократно подтверждали отсутствие претензий друг к другу. "Мы сожалеем, что в настоящий момент финансовое состояние компании "Мортадель", о котором коллеги сообщают в письме, заставляет ее действовать вопреки сложившимся отношениям", — заявил представитель "Дикси".

"Мортадель" владеет свиноводческим комплексом на 50 тыс. голов и убойным заводом во Владимирской области, а также мясоперерабатывающим предприятием в Пушкинском районе Подмосковья. Его потенциальная мощность составляет 2,5 тыс. т продукции в месяц. Однако в настоящее время из-за отсутствия рынка сбыта предприятие загружено только на 20%, говорит Эльвира Агурбаш.

Скидка на закон

С 2017 года в силу вступили поправки в закон "О торговле", которые ограничили размер вознаграждения торговых сетей (ретро-бонуса) — теперь оно не может превышать 5% от стоимости поставленного товара. Ранее ограничение было установлено на уровне 10% от стоимости партии.

Однако, по словам опрошенных РБК производителей, ретейлеры научились обходить новые правила. Причем скидки, которые они требуют сегодня от производителей, превышают сумму запрещенных ретро-бонусов, говорит управляющий фабрикой по производству тортов "Господарь" Сергей Сурмач.

Сегодня 90% маржи, получаемой с продажи молока, приходится на торговые сети и лишь 10% — на переработчика молока. Производитель сырого молока не получает ничего, говорится в докладе компании "Агробизнес" (есть в распоряжении РБК) для комитета АПК Госдумы. Производство сырого молока падает на 2% в год, поскольку "рост себестоимости на действующих комплексах не перекрывается ростом цены". Сети, напротив, демонстрируют рост на 20–30% в год, что дает им возможность "захватывать" рынок, жалуются авторы документа.

​Проблемы с соблюдением закона "О торговле" подтверждают и данные "Опоры России", которая опросила 1,5 тыс. поставщиков. Около 90% из них заявили, что в ходе переговоров торговые сети требуют предоставить им скидки на продукцию, мотивируя это отказом от ретро-бонуса. Согласно докладу "Опоры России", который есть у РБК, около 65% поставщиков заявили, что размер требуемой скидки составляет от 10 до 30% от суммы поставки. Поправки в закон "О торговле" так и не решили проблемы во взаимоотношениях производителей и сетей, которые по-прежнему злоупотребляют своим доминирующим положением на рынке, делают вывод эксперты "Опоры России".

"Торговые наценки ретейлеров не регулируются", — сообщила заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Екатерина Урюкина в ответ на запрос РБК. Однако в случае получения жалоб на действия торговых сетей служба рассмотрит "возможность проведения проверки законности" их действий. В настоящий момент жалоб не поступало, заявила Урюкина.​

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments