Свой первый десяток лет жизни торговая сеть «220 Вольт» решила отпраздновать с размахом: в 2012 г. она выросла в почти 1,5 раза, до 120 магазинов. Этого хватило, чтобы занять 4% российского рынка электроинструмента.
В начале 2000-х петербургская компания «ТД Северо-Западный», специализировавшаяся на оптовой торговле электроинструментом, активно сотрудничала с американской Harbor Freight Tools. Американцы тогда консультировали российскую сторону по вопросам оптовых продаж абразива. «Именно в то время руководство нашей компании заинтересовалось концепцией розничной сети партнера, — рассказывает Александр Шпетный, генеральный директор сети „220 Вольт“. — С участием специалистов Harbor Freight Tools мы решили адаптировать их модель к условиям российского рынка. Разработкой бренда также занималось креативное агентство из США».
По рекомендации заокеанского партнера, новый для отечественного рынка бренд должен был включать в себя три составляющих: ассоциироваться с электроинструментом и ни в коем случае — с каким-либо из регионов страны, а также легко запоминаться. Первый магазин открылся под незамысловатой вывеской «Электроинструмент», наименование «220 Вольт» придумал позже один из продавцов компании.
Взять в свои руки
«И тогда, и сегодня российской рознице незазорно поучиться у коллег из-за рубежа: мы еще во многом отстаем от них, — говорит Александр Шпетный. — Об изобретении колеса шутить не буду. Просто многие торговые форматы, которые в России кажутся ноу-хау, для жителей других стран являются уже привычными и массовыми». В то же время прямое копирование западного формата не гарантирует успеха, уверен топ-менеджер. Отсутствие желания адаптироваться к реалиям российского рынка стало причиной быстрого ухода с него многих зарубежных специализированных производителей — например, Kress, Einhell.
Среди особенностей российского рынка топ-менеджер называет, например, дачный образ жизни многих россиян, а также привычку делать все своими руками. Последнее особенно актуально для населенных пунктов, удаленных от больших городов: здесь рассчитывать приходится только на себя, в отличие от избалованного комфортом Запада…
О специфике рынка и работе с покупателями, кадровой политике компании, форматах торговли читайте в рубрике «Бизнес в разрезе» в новом Retailer Magazine (№4 (27), декабрь 2012).