Несколько недель назад управляющему ресторана Chalet Simple Pleasures Александру Егоренко позвонили из Всероссийской организации интеллектуаль­ной собственности (ВОИС). «Девушка, представившаяся ее сотрудником, объяснила, что организация занимается сбором авторских вознаграждений в пользу владельцев смежных прав (исполнителей и изготовителей фонограмм. — “Пятница”), а ресторан должен заключить договор и начать делать ежемесячные отчисления за музыку, звучащую фоном в наших залах. С учетом количества посадочных мест эта сумма будет составлять около 10 тысяч рублей. В случае отказа нам пригрозили санкциями, вплоть до изъятия аппаратуры», — рассказывает он.

Весь уходящий год две крупнейшие российские организации по коллективному управлению авторскими правами РАО (Российское авторское общество, осуществляет сбор вознаграждений в пользу владельцев авторских прав) и ВОИС не давали о себе забыть. Требования к Российской футбольной премьер-лиге выплачивать отчисления за исполнение марша Матвея Блантера. Судебные иски к организаторам концерта Deep Purple в Ростове-на-Дону, научно-образовательному порталу Ruthenia.ru. Масштаб деятельности обеих организаций растет постоянно. Как следствие, с требованиями выплачивать отчисления компании и предприниматели, прежде с этой обязанностью незнакомые, будут сталкиваться все чаще. «Сбор вознаграждения за публичное исполнение — сфера, пока что плохо охваченная, однако очень перспективная, — уверен глава российского офиса Международной федерации звукозаписывающей индустрии Игорь Пожитков. — Если правильно вести работу, только по смежным правам можно собирать до 100 млн долларов в год».

Представленные сотрудницей ВОИС документы Александр Егоренко передал юристам, решив, что дальше будет действовать в зависимости от их совета. «Если к нам в ресторан придут с предписанием, мы, конечно же, не станем нарушать закон и будем платить. Тем более эта сумма сравнительно небольшая, а отказываться от музыки мы не намерены, — говорит он. — Но у меня возникло много вопросов. Хотя бы такой: почему пришли к нам, когда могли бы к кому угодно?»

Или тишина

«По моим предположениям, в 2009 году сумма общих сборов авторских отчислений составит около 2,5 млрд рублей, — говорит заместитель генерального директора РАО Олег Патрин. — Это примерно на 20% больше, чем в прошлом». Верхние строчки в структуре сборов общества занимают отчисления, сделанные театрами, теле- и радиокомпаниями, а также организаторами концертов. Вслед за этим идут средства, которые в РАО перечисляют рестораны и кафе, где играет музыка, работает радио или телевизор. А также магазины, фитнес-клубы, спортивные комплексы и прочие публичные места, включая общественный транспорт, где музыка чаще всего звучит фоном. Они платят за ее «публичное исполнение». «Первым делом наши представители предлагают заключить договор. Ставка зависит от типа учреждения и может варьироваться в зависимости от количества посадочных мест или площади. В случае отказа организации, когда все методы ведения переговоров испробованы, мы вынуждены обращаться либо в прокуратуру и правоохранительные органы, либо в суд», — рассказывает Олег Патрин.

«Полномочия эти общест­вен­ные организации получают от правообладателей, которые передают им право заключать с пользователями договоры и собирать вознаграждения, удерживая в свою пользу определенный процент», — объясняет принцип их работы партнер юридической компании Salans Виктор Наумов. Специальная государственная аккредитация, которую РАО получило в прошлом году, а ВОИС этим летом, позволяет им представлять интересы правообладателей (композиторов, авторов текстов, исполнителей, студий) без заключения с ними договоров. По словам Наумова, это и отличает их от всех других организаций по управлению правами.

Авторские отчисления РАО платят IKEA, «М. Видео», «Стокманн», Adidas, «Азбука вкуса», «Якитория», «Тануки», рестораны, входящие в Группу компаний Аркадия Новикова, и другие. Однако много случаев, признается Патрин, когда учреждения платить отказываются. Нет ничего удивительного: бремя авторских отчислений отнюдь не такое легкое, как кажется на первый взгляд. «Размер вознаграждений, которое предприятие питания, например, на 70 посадочных мест должно выплатить в адрес обеих организаций, составляет более 8 тысяч рублей ежемесячно. За год он составит более 100 тысяч рублей», — объясняет юрист Федерации рестораторов и отельеров Мария Орлова.

В РАО отвечают, что стараются оптимизировать выплаты за счет системы коэффициентов, в том числе региональных. К примеру, ресторан с живой музыкой на 70 посадочных мест в городе с населением от 1 до 2 млн человек ежемесячно выплачивает около 5,5 тыс. рублей, а с населением 50-100 тыс. жителей — около 4 тыс.

Рост сборов от публичного исполнения (по общепиту он на 40% больше, чем в прошлом году), по мнению Олега Патрина, говорит о наметившемся переломе в правосознании предпринимателей. «В Москве у нас подписаны договоры примерно с 5-7% организаций общественного питания. В столице их около 14 тысяч, и мы не успеваем ко всем обратиться», — говорит Патрин. А например, в Волгограде авторские отчисления платят около 300 ресторанов, это 80% от их общего числа.

Не считаясь с различиями

«Оспаривать правомерность сбора вознаграждений бесперспективно, — считает Виктор Наумов. — Но возникают вопросы об их величине и формуле расчета». «Меня смущает избирательность, — сомневается Александр Егоренко. — Если все рестораны должны делать отчисления, почему же это не устроено также, как, скажем, обязательное автострахование?» Руководитель кафедры ЮНЕСКО по интеллектуальной собственности при Высшей школе экономики Михаил Федотов убежден, что споры об авторских отчислениях не должны рассматриваться на уровне отдельных предприятий. «В переговорах должны участвовать ассоциации. С ними нужно согласовывать ставки. И главное, у них должно быть право заключать договоры от имени своих членов. То есть то же самое право, что есть у РАО с ВОИС. Только тогда не придется убеждать каждого плательщика в отдельности». В РАО согласны: с организацией уже сотрудничают, к примеру, Федерации хоккея и фигурного катания. Тем временем Федерации рестораторов и отельеров присоединиться к ним мешают накопившиеся претензии к работе обществ.

По словам юриста федерации Марии Орловой, система сборов, практикуемая РАО И ВОИС, несовершенна: «Мы хотим, чтобы размер вознаграждения определялся, исходя из фактически использованных произведений. Нынешняя форма сборов вознаграждения слишком многого не учитывает: ни времени звучания, ни использования предприятиями произведений, срок охраны прав на которые истек, или же народных. Если в ресторане именно они звучат большую часть времени, то почему нужно платить по общей для всех ставке?» Среди других пунктов разногласий — меры устрашения, когда к проверкам привлекаются сотрудники правоохранительных органов. А также практика «контрольных прослушиваний», практикуемых РАО и ВОИС еще до направления уведомлений о необходимости заключить договор. «Представители этих общественных организаций, осуществляя так называемую запись контрольного прослушивания (она в дальнейшем может служить доказательством в суде. — “Пятница”), присваивают себе функции уполномоченных органов по оперативно-розыскной деятельности», — считает она.

ТВ и радио на очереди

«Мы догоняем страны Европы в сфере смежных прав и, прежде чем перейти к интернету, решаем более простые вопросы. В следующем году мы планируем больше внимания уделить обеспечению регулярных выплат по уже заключенным договорам с организациями торговли и досуга, — говорит генеральный директор ВОИС Андрей Кричевский. — Другое важное направление — это отчисления с телеканалов и радиостанций».

Этой осенью были заключены первые договоры о выплате радиостанциями процентов от рекламных доходов (от 0,7 до 1,4%) в пользу обладателей смежных прав. Отчисления за прозвучавшие в эфире произведения будут делиться поровну между исполнителями и производителями фонограмм. Радиостанции холдинга «ПрофМедиа» уже начали делать первые выплаты, а сейчас ведутся переговоры с «Русской медиагруппой, «Европейской Медиа Группой», «Газпром-Медиа», радиостанциями, входящими в ВГТРК, и т.д. В ВОИС называют это важной победой правообладателей: «Соглашение довольно много значит для музыкантов и студий: во всем мире эта статья доходов идет сразу за отчислениями по проданным записям и концертной деятельности», — рассказывает Кричевский.

С ним не согласен Игорь Пожитков, указывающий, что два года назад ставки для радиостанций по смежным правам равнялись 3%. «Это вряд ли существенно улучшит благосостояние исполнителей и фонограммщиков. Максимальный размер платежа 1,4% означает, что возможная сумма сборов на падающем рынке радиорекламы по всей стране и при всеобщем охвате (что маловероятно) может слегка превысить $4 млн в год. Одно ОАО “РЖД” заплатило по договору о публичном исполнении, заключенному на срок с 2008 по 2010 годы, почти в два раза больше», — говорит он.

Увеличение авторских сборов за счет новых источников отчислений сами музыканты еще не успели почувствовать. «Авторские и исполнительские отчисления в нашем случае месяц от месяца могут отличаться процентов на десять. Но мы не знаем, какой вид сколько приносит», — говорит директор группы «Чайф» Дмитрий Гройсман. Авторские отчисления лидеру группы Владимиру Шахрину, по его словам, складываются в «достаточно большую сумму». Чего пока что нельзя сказать о сборах по смежным правам.

 

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments